Даже правительственные «Чайки» у Ахломова вселяют оптимизм.
Фото Виктора Ахломова
Московский дом фотографии открыл в Манеже уже вторую ретроспективу Виктора Ахломова – в рамках проекта «Классики российской фотографии». Около трехсот снимков с конца 50-х до 2007 года. Парадные картинки прошлого здесь есть, но они в меньшинстве, в контексте будней. Поначалу МДФ анонсировал новую выставку и соответственно самого Виктора Ахломова как «фотографа хорошего настроения». В последний момент название набралось строгости и превратилось в «Ретроспективу». Суть, впрочем, не изменилась.
В Манеже и правда дают хорошее настроение – берите сколько надо. Естественно, это не круглосуточно счастливая страна парадных хроник, а те ее ракурсы и виды, которые и впрямь были «с человеческим лицом».
Ахломов посмотрел и на многолюдные парады, и на вереницу порхающих по шоссе «Чаек», но и те и другие в конечном итоге – шагают ли, мчатся ли – мимо нас. А у него взгляд фокусируется и наблюдает. Наблюдает за замечательной по своей непонятности надписью «Арта апарцине попорулуй» (В.И.Ленин). Фотография называется «Искусство принадлежит народу┘» (Кишинев, 1975). Одно то, что этот снимок вызывает улыбку, наделяет его, как бы сказать┘ человеческим подтекстом, уводящим в сторону от лозунгов и площадей. В далеком сибирском Уренгое мрачноватый кадр прорезает вывеска-стрелка «Ул. Оптимистов».
Вступая в шуточный диалог с «азбучными» шедеврами из обязательного минимума, Ахломов бросает в них свои реплики. Свою «Встречу в сибирской тайге» – в «Утро в сосновом лесу» (тандем пейзажиста Шишкина и выступившего по части мишек Константина Савицкого). В знаменитую пименовскую «Новую Москву» с мчащейся в авто по Охотному Ряду незнакомкой (есть версия, что это жена художника) – «Здание Госплана. Охотный ряд» с такими же спешащими по мокрой дороге машинами. Наконец, к открытой Саврасовым теме грачей Ахломов нашел целый ряд вариаций – люди как гирлянды стоят-сидят-висят на ветках деревьев и на заборчиках-оградах.
Пианист Николай Петров в шортах перед дачным домиком, клоун-мим Леонид Енгибаров, гуттаперчево изгибаясь, изображает пьедестал под колонной (и прогнулся он под колонной – не в пример держащим небо атлантам). А вот Шостакович перед премьерой Тринадцатой симфонии – крупный план, лицо, чуть съехавшие очки, от волнения почти горестный взгляд. Через несколько фотографий – уже о нем без него.
Черно-белые фото Ахломова, многократного лауреата, а затем и члена жюри знаменитого конкурса фотожурналистики World Press Photo, – мгновения, выхваченные из крутящейся рефреном жизни. Когда радостной, когда вовсе нет. Трубы, открытие БАМа, и вдруг промелькнул «Тупик». Сидят под соответствующей железнодорожной надписью двое, глушат водку – такая простая аллегория. А где-то с другой стороны – зэки в Бутырке... Но вот прилетели в столицу Деды Морозы – да какие они деды, эти улыбающиеся ребята с бородами из ваты! По одной из улиц вышагивает советский труженик – ребенок на руках, ребенок в коляске (коляска в убогую пору походит больше на тачку) – плюет (в соответствии с названием «Плевать мне на Мальтуса») на старика Томаса Роберта Мальтуса, боявшегося в свое время оголодать из-за роста населения. Звонкоголосая (вот-вот что-нибудь завопит!) пионерка, эскимос с покрывшимися инеем бровями; сплав леса, с высоты напоминающий геометрический орнамент; двое удаляются по тающему в холодной туманной дымке парку – тоже почти карандашная зарисовка. А вот воробьи-шарики на ветках – усиленная контрастность превратила фото то ли в силуэтную живопись, то ли в китайский рисунок тушью (что-то из традиционного жанра «Цветы и птицы»).
И все уже сейчас вроде другое, только вот хронологически начинается «экскурсия» с 57-го года и фестиваля молодежи – и заканчивается 2007-м, очередью в Мавзолей.