На сцене Центра им. Вс.Мейерхольда прошли гастроли театра одновременной игры «Zooпарк» из Нижнего Новгорода. На открытой сцене ЦИМа выступают, как правило, неформатные провинциальные театры, по тем или иным причинам не замечаемые крупными российскими театральными фестивалями. Соответственно каждые подобные гастроли – не только открытие новых имен, но и очередное подтверждение того, что именно русской провинцией прирастает российский театр.
Театр одновременной игры был создан в 2003 году актерами Олегом Шапковым и Львом Харламовым и теперь открыл Москве актера необычайного обаяния – Олега Шапкова, создающего, пожалуй, самый яркий со времен Евгения Гришковца речевой и пластический образ современного героя. Снаружи – точно схваченные интонации (сказывается опыт работы диджеем на радио) и мягкая, чудаковатая пластика. Внутри – искренность и самоирония плюс острое, но не прямолинейное чувство современности.
«Zooпарк» привез в Москву два спектакля. Первым показали «М-П» – «пафос и метафизический намек на поэму Венедикта Ерофеева «Москва–Петушки» (режиссер Ирина Зубжицкая). При желании можно было бы придраться к рыхлой режиссуре, но с точки зрения адекватности и точности прочтения культового текста постановка безупречна. Обращение к поэме Ерофеева – изначальный риск. Соблюсти чувство меры и вкус трудно – слишком напрашиваются формы контакта со зрителем. Но нижегородцы отказались от прямого заигрывания со зрителем, сделали постановку сдержанной, почти герметичной. «Четвертая стена» откроется лишь однажды – в талантливой и очень смешной пародии на викторину с розыгрышем «приза-сюрприза», в которой зрители с заведомым успехом демонстрируют знакомство с культовым текстом. Веничка (Олег Шапков) балансирует между адом земным и раем небесным в сопровождении двух ангелов-демонов (Лев Харламов и Юлия Косарева). Пьяный бред превращается в трагический монолог Гамлета из советского подполья. Подлинный трагизм поэмы ощущается тем острее, чем больше в спектакле игры и пародии, в русле которой работают и танцевальная пантомима, и остроумный саундтрек, где романсы и оперные арии в вульгарной эстрадной обработке соседствуют со свирепыми виолончелями финской группы Apocalyptica. Среди известных театров русской провинции подобным образом работает с музыкой екатеринбургский «Коляда-театр».
Второй спектакль – «Фак’s» (квадрокомедия в 12 новеллах по пьесе Патрика Марбера «Closer»). Редко камерный спектакль для четырех актеров играется на протяжении трех часов, да еще и с установкой на предельную психологическую глубину. Марбер, этот современный Теннесси Уильямс, подводит итоги романтической эпохи, растянувшейся, пусть и в измененном виде, до наших дней. Эпохи, когда главным чувством, движущим людьми, была объявлена любовь и когда об этой любви заговорили долго и мучительно, стремясь добиться точности в нюансах и за счет этого получить иллюзорную власть над чувствами. В пьесе действуют пересекающиеся пары, участники которых мечутся в замкнутом пространстве любви, задыхаясь от избытка собственных сил и нехватки воздуха. Их отличает патологическое стремление к полной прозрачности любовных отношений, что неминуемо оборачивается чередой взаимных предательств, отчуждением и одиночеством. Это конец культурной эпохи, замкнувшейся на самой себе, обессилевшей и вычерпанной до дна. «Фак’s» – пожалуй, идеальная модель антрепризы: качественная современная пьеса с жизненным сюжетом, отыгранным в лучших традициях психологического театра, живой нерафинированный язык, чувство меры, позволяющее удержаться от пошлости и вульгарности (обилие нецензурностей ничуть не режет слух). Это театр, сделанный современными свободными людьми. Эта свобода – в ироничном и взвешенном отношении к миру, которое не мешает, но помогает жить. Что вообще-то редкость. А в российском театре – тем более.