В Большом зале консерватории дебютировал Молодежный симфонический оркестр СНГ под управлением Юрия Симонова. Сложившаяся политическая ситуация затронула и это вполне мирное предприятие.
Практика молодежных сборных оркестров успешно существует на Западе. Под предводительством таких зубров, как Клаудио Аббадо или Джеймса Ливайна, молодежь добивается потрясающих результатов; важен и факт культурного обмена – часто оркестры эти составляются из музыкантов разных стран. В России особой популярностью пользовался молодежный проект немецкого дирижера Юстуса Франца: маэстро сам приезжал в Москву отбирать музыкантов, последние ради шанса на год вырваться из опостылевшей российской бесперспективной действительности были готовы на жертвы вроде пропуска вступительных экзаменов в консерваторию. После годичного пребывания у Франца обратно домой возвращались не все.
Итак, в начале сентября около сотни молодых музыкантов из Азербайджана, Армении, Белорус-сии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Украины и России собрались в Москве. Организационную часть взяла на себя Московская филармония.
Идея из разряда тех, что в особенности ценятся на Западе: не дать исчезнуть когда-то крепким историческим связям, дать почувствовать, что еще лет 20 назад оркестр, где рука об руку сидят русские, казахи или украинцы, мог бы быть нормальной, а не искусственно смоделированной жизненной ситуацией, и музыкантов не разделяли бы километры границ и угрозы войны.
Кстати, прошедших отбор и зачисленных в оркестр грузинских ребят в Москву не отпустили. Родители, государство – не важно. Хорошо еще, не заставили официально объявлять о «добровольном» отказе (как это происходило, например, в случае с советскими олимпийцами) сидеть за одними пультами с агрессорами┘
Концерт открылся необходимым в таких случаях протоколом, наиболее поэтичным из всех выступавших в исполнении ректора Московской консерватории Тиграна Алиханова или посла Азербайджана в России Полада Бюль-Бюль оглы. Сказывается, что административные посты занимают музыканты. На пультах каждого оркестранта были прикреплены маленькие государственные флажки – как знак гражданской принадлежности каждого. Концертмейстером оркестра была девушка из Казахстана, а главные позиции у виолончелей были отданы россиянкам. Ударным по масштабу и качеству заявки должно было стать первое отделение: старая знакомая со школьных уроков музыки бетховенская увертюра к «Эгмонту» и не менее популярный Второй фортепианный концерт Рахманинова. Немного скованным во вступлении и от старательного волнения потерявшим общий нерв бетховенской увертюры музыкантам не сразу удалось проявить свои сильные стороны. Зато в рахманиновской партитуре дирижер Юрий Симонов заставлял постоянно переключать внимание слушателей на оркестр. Уже перешагнув дебютное знакомство с Большим залом консерватории, молодые музыканты обрели и уверенность, и совместное дыхание, и, что самое главное, – качество звука и балансовую выверенность. Уверенность была и у солиста – аспиранта Московской консерватории, опытного пианиста Вячеслава Грязнова. К сожалению, лауреат нескольких международных конкурсов и тем более обладатель второй премии последнего конкурса им. Рахманинова за образец взял чистую игру: рахманиновские разливы, необходимая широта дыхания и глубина звука – все ушло в угоду отчетливой и стабильной игре. Возможно, Вячеслав Грязнов, отличающийся крепкой школой, наиболее интересен в другом репертуаре, где необходимы его сильные стороны – трезвость, выдержка, чеканная техника? Подумалось, что для такого праздничного случая в рахманиновском концерте мог бы упиваться музыкой Андрей Коробейников или создать глубоко индивидуальную картину Сергей Каспров. Это было бы событийно.
Надо отдать должное мастерству и артистизму дирижера-вдохновителя Юрия Симонова, а также репетиторам, выпестовавшим за десять дней из почти сотни солистов единый организм. Увертюры Вагнера, Верди, Вальс и полька Штрауса, прозвучавшие во втором отделении, показали, что Молодежный оркестр СНГ со временем может стать конкурентоспособным среди себе подобных.
А сейчас коллективу предстоит отправиться в первое турне в Душанбе, Астану, Бишкек и Баку.