Дирижирует Саулюс Сондецкис.
Фото ИТАР-ТАСС
Евгению Светланову, как ни цинично это звучит, повезло. Он, пожалуй, единственный из плеяды великих советских дирижеров, чьим именем названа полноценная концертная площадка – роскошный Большой зал Дома музыки.
Пусть хрустальный новодел не пользуется популярностью у меломанов, предпочитающих акустически совершенный Большой зал консерватории или за много лет уже ставший привычным Концертный зал им. Чайковского, пройдет время, и подобные разговоры уйдут, а Большой зал Дома музыки займет достойное место на концертной карте Москвы, а значит, предрассудки вроде «не желаем тащиться на Павелецкую» или «там все бестолково устроено» сотрутся.
А имя Светланова останется.
Вдобавок при дворе Дома музыки имеется достойнейший коллектив – Национальный филармонический оркестр России. Это значит, что каждый год в начале сентября здесь проходят хорошие концерты, посвященные памяти легендарного маэстро. Программы, учитывая «всеядность» (с акцентом, конечно, на русскую музыку) Светланова, составляются интересные. В прошлом году, например, исполнили симфоническую поэму «Планеты» английского композитора первой половины XX века Густава Теодора Холста. Ну где и когда еще доведется услышать? Программу этого года условно можно было назвать вечером рапсодий на испанско-еврейскую тему. Две рапсодии для симфонического оркестра Светланова (известно, что он был профессиональным композитором) обрамляли произведения с участием солистов: рапсодию «Шеломо» Эрнеста Блоха для виолончели с оркестром и «Испанскую рапсодию» Альбениса для фортепиано с оркестром. Солировали давний партнер НФОР Александр Гиндин и французский виолончелист Ксавье Филлипс. Дирижировал Саулюс Сондецкис.
Но имя Евгения Светланова присвоено также и Государственному академическому симфоническому оркестру России, запятнавшему себя известным скандалом, который стоил Светланову должности. Как-то автор этих строк задала вопрос одному из музыкантов оркестра – не стыдно было замахиваться на такой шаг? Отреклись ведь вроде. Прилюдно. Нет, гордимся этим – был ответ. Музыканты, которые сыр-бор учинили, уже давно здесь не работают. Но публика ведь не разбирает поименно – кто прав, а кто виноват, оркестр воспринимается как единый организм. И, например, западная общественность до сих пор припоминает ГАСО эту пренеприятнейшую историю, а вот российская – нет. Если вдова эту идею поддержала, то, значит, обиды в прошлом? На пресс-конференции к этому знаменательному событию (уж простите, что ворошу прошлое), кажется (но голову на отсечение не дам), даже не была затронута тема увольнения. Госоркестр тоже примет участие в мероприятиях по случаю 80-летия Светланова. Концертом памяти Светланова он откроет свой филармонический абонемент 10 октября, а также примет участие в «Светлановских неделях», которые начнутся в конце сентября выступлением оркестра Большого театра под управлением Владимира Ашкенази, а закончатся в конце ноября сочинениями Евгения Федоровича, как раз в исполнении ГАСО с Марком Горенштейном за пультом.