На «Любимовке» актерам не возбраняется выходить на сцену с текстом в руках.
Фото Марата Гацалова
Место: Трехпрудный переулок, Театр.doc.
Дата: 09.09.2008.
Продолжительность: 55 минут
Сегодня в афише фестиваля молодой драматургии «Любимовка» – седьмой и последний день. День Вячеслава Дурненкова. Это становится традицией – один из фестивальных дней отдавать пьесам какого-то одного, уже уважаемого автора, чьи пьесы ставят в обыкновенных репертуарных театрах, но вот пять более или менее свежих его текстов прозвучат сегодня в подвале Театра.doc.
Молодая драматургия – разная, молодым драматургом может стать в принципе – любой. В этом году, например, фестиваль отважился и заказал пьесу уже известному поэту Всеволоду Емелину, и пьеса в стихах «Портреты» была представлена автором в один из фестивальных дней. Читал сам, в свойственной ему захватывающей и экспрессионистичной манере. Надо надеяться, что это первое ее исполнение, несмотря на отсутствие в тексте политкорректности, не станет единственным. В отличие от прошлых лет в нынешней афише – много известных имен. Известных узкому кругу. Как будто бы авторы, даже те, которые более или менее успешно вышли во взрослую жизнь, то есть чьи пьесы приняты к постановке и даже уже поставлены, не спешат рвать с теплицей «Любимовки», где новые тексты не только прочитывают, не только внимательно слушают. Их обсуждают. О них говорят. А что еще нужно автору, хоть начинающему, хоть продолжающему?!
С годами складываются творческие содружества. Скажем, одним из приятных событий прошлогоднего фестиваля стала читка пьесы Елены Исаевой «Двор как уходящая натура», представленная режиссером Григорием Катаевым. Играли (правильнее, наверное, сказать читали или представляли) – актеры Драматического театра имени Станиславского. В этом году Исаева и Катаев представили новую совместную работу под названием «Я боюсь любви».
В который раз приходится замечать: документальный материал – не панацея и, скажем так, не смягчающее обстоятельство. Ссылки – «так было на самом деле» хороши, наверное, в протоколе, но в театре – не убедительны. У Исаевой – может быть, ей так везет с документальным «материалом» – интервью, монологи самых обыкновенных (а может, все-таки не самых обыкновенных?) людей складываются в сюжет. Это не обычный драматургический конфликт, не конфликт разных характеров (хотя и характеров тоже), но в первую очередь – движение мысли, конфликт идей, в данном случае – идей мужских и женских. Те и другие одинаково боятся «нырять» в настоящую любовь. Предпочитают... гм... скажем так, стараются опереться на поверхностное натяжение.
После читки один из зрителей заметил, что в пьесе Исаевой недостает характеров, без чего и спектакль не спектакль. Характеры нужны, но у Исаевой – немного иная история. Шесть персонажей, которых в данном случае сыграли три актера и три актрисы, можно, наверное, «растянуть» при желании и на большую актерскую компанию, но в данном случае герои, если можно так сказать, поделены по самооценке: одна не уверена в себе и готова в этом признаваться, другая полагает, что все готовы поверить в ее всегдашнюю успешность... В одном старом фильме герой Олега Табакова, прихрамывая, повторял: «В любви знаю тактику свою, в этом деле, как в бою...» Герои пьесы Исаевой любви боятся, все, а признаются в этом не все. Эта история получается – про страх сильных чувств, вообще страх что-либо длить, пускаться в далекие и длительные путешествия.
Документальность, наверное, важное обстоятельство для позднейших исследователей этого текста, но хотелось бы заметить, что местами текст напоминает своим изяществом и завершенностью формулировок французскую (или – британскую) салонную драму, где сюжет может и подождать: ведь и автору, и публике важны обмен острыми репликами и афористическая точность. Из Театра Станиславского в этот раз в читке принимала участие Дина Рахимова, зато к процессу подключился замечательный актер Сергей Шенталинский, когда-то, можно сказать, премьер мастерской Михаила Мокеева в «Творческих мастерских» (ныне, к сожалению, почти исключительно – педагог Школы-студии МХАТ) и выпускница Щепкинской школы Ирина Вилкова, чьи романтические надежды (по сюжету) разбиваются о какую-то практическую неумелость, в данном случае – в вопросах орального секса. В настоящих чувствах, наверное, неважную, но в тех случаях, когда героев пугает любовь, когда они одержимы страхом любви, любая промашка – хороший повод к завершению очередного эпизода. Спасибо, снято...