Появление Микки Рурка с любимой собачкой на руках слегка расшевелило заскучавших зрителей и журналистов.
Фото Reuters
В Венеции раздали кинонаграды. Главного «Золотого льва» получил фильм Даррена Аронофски «Борец». Российская картина «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего уехала аж с двумя наградами. Отборщики российского кино не прогадали – именно такие фильмы, как «Бумажный солдат», и ждут от России.
Главным событием последнего дня 65-го Венецианского кинофестиваля стало прибытие на остров Лидо 51-летнего Микки Рурка, сыгравшего главную роль в картине Даррена Аронофски «Борец». Десять лет голливудская звезда, один из самых высокооплачиваемых когда-то актеров, не появлялся ни на экране, ни на публике – сначала он долго и охотно отдавался зеленому змию, потом так же долго с ним боролся. Рурк победил. И «Борец», лента о борце-профессионале, ушедшем из профессии волею злой судьбы, но вернувшемся в нее, стала символом его возвращения в жизнь.
Всякий фестиваль лукав. Всякий фестиваль декларирует приверженность только лишь художественным ценностям, на деле отдавая должное и эмоциональному состоянию в определенный момент президента жюри, и политической конъюнктуре, и просто некоему стечению обстоятельств. Фильм Даррена Аронофски, если попытаться проанализировать без эмоций и по-честному, был ничем не лучше других фильмов Мостры. Однако ж главный «Золотой лев» достался именно ему. Аронофски уже успели полюбить на фестивалях – его «Реквием по мечте» для многих стал откровением и уже успел войти во все новые киноэнциклопедии. Появление в Венеции сильно изменившегося Рурка, вызывающего одновременно жалость и восхищение, сдобрило лишними эмоциями довольно однообразный фестиваль. Именно эмоций, как оказалось в последний день, Мостре и не хватало. В этом году удивительным образом все были со всеми согласны. Можно сказать, на Лидо царила идиллия, если тишь да гладь способны стать мечтой критика и киномана. Спорить было особо не о чем, кроме как о терминах: кто-то, скажем, называл фильм «плохим», а кто-то – «очень плохим».
В коротком галстуке в горошек и со старенькой собачкой-любимицей на руках, ставший похожим на отяжелевшего Майкла Джексона с явными теперь следами пластики на лице Рурк вызвал некоторое шевеление в журналистском стане и изрядно повеселил публику. По признанию актера, он не взял за работу у Аронофски ни копейки, расценив свое участие в картине как последнюю попытку вернуться в строй. Красивое получилось возвращение.
Героем вернулся в Москву и Алексей Герман-младший, получивший «Серебряного льва» за режиссуру. Кроме этого, операторы «Бумажного солдата» Максим Дроздов и Алишер Хамиходжаев признаны лучшими операторами 65-й Мостры. То, что прошедший Венецианский фестиваль был одним из худших за многие и многие обозримые годы, скоро забудется. Поэтому печалиться, что нам досталась награда на безрыбье, не стоит. Все-таки Такеши Китано, Пупо Авати, Хаяо Мядзаки, Даррен Аронофски – неплохая компания и достойные конкуренты. А манера, в которой снимает Герман-младший (принятая по наследству от Германа-старшего), – как раз то российское кино, которого от нас ждут. Оно довольно запутанное с точки зрения режиссерских помыслов, очень, как принято сейчас говорить, «стильно» снятое, содержит в себе непременные и приятные иностранному уху типичные русско-интеллигентские рассуждения о долге, миссии, «тварь я дрожащая или...». Путаницу в мыслях иностранные зрители и критики охотно принимают за многослойность и неоднозначность. Сняв такую картину, Герман-младший не прогадал – ее весьма вычурный язык оказывается понятным не только российским зрителям, но и западным. В Венецианском конкурсе Герман-младший во второй раз – несколько лет назад ему не хватило одного голоса в жюри для «Золотого льва» за «Гарпастум».
Приз за лучшую мужскую роль получил итальянец Сильвио Орландо («Папа Джованны»), за лучшую женскую – Доминик Блан («Другой»).
Венеция–Москва