Во-первых, история моды – это история страны. Во-вторых, это просто красиво.
Фото предоставлено организаторами выставки
Музеи Московского Кремля предъявили результаты своей почти трехлетней работы. Новая экспозиция – «Два века британской моды» – помещается в Одностолпной палате Патриаршего дворца, но успевает рассказать, а главное, показать предметы одежды и аксессуары, многие из которых до этого видели только специалисты. Из самого крупного мирового собрания декоративно-прикладного искусства, лондонского Музея Виктории и Альберта. Хотя МИД Великобритании и не пустил своих волынщиков участвовать в московском Дне города, Кремль охотно предоставил свое пространство британским модным акссесуарам.
Каково это, когда двухсотлетняя эволюция моды укладывается – как вещи в чемодан – в небольшой зал? А это так. По сводчатому белому потолку плывут облака, в витринах наряды, что называется, на все случаи, чепцы, обувь, а также всякие мелочи, не то чтобы жизненно необходимые, но безошибочно определяющие статус. А это и впрямь штука важная. Плюс кружева, ткани и эскизы к ним. В вычищенных до блеска витринах представленное отражается и множится.
Уровень первый – платье, его покрой и предназначение. Рассчитанные на двор, поместье и город. Уровень второй – ткань и ее рисунок. Цветочный? Да, но не тут-то было: такой орнамент имеет много видов – причудливые вытянутые формы стиля бизар, так называемый «полунатуралистический»┘ Влиянию французских шелков, французского же и бельгийского кружева и индийского ситца англичане вняли. И ответили. По-английски сдержанно – строгим шерстяным костюмом (бриджи-жилет-кафтан), почти не украшавшимся и потому требовавшим особого мастерства кроя. Теперь уровень третий – о нем высокопарно. История моды – не только смена стилей, но и собственно история. Волна французского влияния схлынула с войнами XVIII века, однако после Французской революции в моду вошел неоклассический стиль. Еще мода – калька национального характера. Если проводившие большую часть времени при короле французские придворные гнались за богатой вычурностью, то предпочитавшие свое поместье и охоту англичане одевались куда проще.
Конечно, довольно сложно говорить о моде, не скатываясь на лютики-рюшечки. С другой стороны, пафосные речи о самосознании тоже как-то не к месту. И даже если рассказывать историю моды в терминах «доломан», «мантуа», «сак-бэк» и прочее, то без живого материала все это повествование будет ничто. Выставка британской моды – как, кстати сказать, и предыдущая самурайская экспозиция, – соблюдает меру. Немножко рассказывает – чтобы было понятно, но не переросло в утомительное умничанье. И ненавязчиво, но соблюдая хронологию, показывает эту моду, балансирующую между роскошью, изысканностью и простотой. Экспонаты, кстати, отбирались российским куратором. А кроме всего прочего это действительно очень красиво. Пальто из темного бархата с выступающими лепестками вышитых полевых цветов, очень воодушевившее первых посетителей, – увидишь не каждый день. Как и ботинки с паттенами – чем-то вроде дополнительных деревянных или кожаных подошв, которые защищали обувь от грязи.