Вышел в свет сентябрьский номер журнала «Станиславский», который издает «НГ». Тема номера – начало, дебют, что показалось нам естественным в сентябре, когда театры и не только театры открывают новый сезон. В номере – запись уникального мастер-класса, который на Летней школе СТД дал Петр Наумович Фоменко. Продолжение проекта «Первые кадры»: в данном случае молодые актеры снимаются в проекте по мотивам «Мастера и Маргариты». Актеры и педагоги рассказывают о своих дебютах. Герои номера – Дарья Калмыкова, Яна Сексте, Алексей Бородин, Иван Агапов... Самые известные дебютанты последнего сезона – выпускники курса Олега Кудряшова, участники спектакля «Шведская спичка», получившие летом за свой дебют премию «Хрустальная Турандот». Режиссер Никита Гриншпун теперь нарасхват – ему предлагает работу и Евгений Миронов, взявший на себя заботы об их первом спектакле, и вот Олег Табаков – тоже говорит, что ведет с ним переговоры... Со вчерашними дебютантами, начинающими свой второй театральный сезон в стенах Театра наций, встретилась корреспондент «НГ».
– В итоге вы довольны своей «Шведской спичкой», которую все теперь хвалят, премии дают?
– Можно было сделать и лучше, и по-другому. Но что сделано, то сделано. Первое время я сходил с ума. Меня все не устраивало, я злился, собирал их, говорил, что меня не устраивает, ругался, настаивал, пытался менять, менял. А потом близкие и родственники сказали мне: «Ты сойдешь с ума. Нельзя. Ставь другой спектакль. Выдохни. Этот спектакль уже поставлен. Не надо ничего исправлять и доделывать. Все, что тебе там не нравится, запомни и не допускай таких ошибок в будущем. Двигайся вперед». Слава богу, я это услышал. До сих пор меня все там не устраивает. Наверное, это нормально. Я успокоился. Мне казалось, что на прогонах я увижу то, что было придумано в моей голове.
– Евгений Миронов как руководитель театра вам сильно помогал?
– Обаятельный человек. Мы не часто встречались, всего было 3–4 встречи. Он просто художественный руководитель театра, которому я очень благодарен за то, что он сделал для меня, «Шведской спички», ребят. Мы репетировали в этом театре, когда там еще было другое руководство. И продолжали там репетировать, когда оно поменялось. Нас это не касалось. Когда мы поставили спектакль в черновом варианте, новое руководство театра заинтересовалось тем, что там происходит. Они посмотрели спектакль, в том числе и Евгений Витальевич. И тут же предложили выпускать «Шведскую спичку» на их сцене.
– Тяжело работать со своими однокурсниками как режиссеру?
– Очень. Их не обманешь. Вообще сложно заинтересовать артиста. Я начал сейчас репетировать вторую постановку с этой же компанией. Вера в то, что что-то получится, мала. В «Спичке» я знал, что дойду до конца. Молодые актеры, да вроде вчера все это было... А уже все снимаются, все заняты, даже для меня, для друга. Я собираю их, конечно, и надеюсь, что соберу, потому что очень хочу поставить этот спектакль.
– А они прислушиваются к вашим замечаниям?
– В том, что касается работы, – да. А как же может быть по-другому? Я бы тогда ничего не смог сделать. Но мы больше ругаемся, больше уходит времени на поиски, на выбор верного решения. В этом смысле дружба помогает. Я знаю, чего от них требовать. Например, прихожу к ним на спектакль, как друг, смотрю и могу сказать потом: «Неубедительно, все это я уже видел на третьем курсе». В остальном дружба вредит. Мне проще прийти в театр и требовать чего-то от постороннего артиста.
Никита оказался прав, говоря, что ребята – занятые люди. Корреспондент «НГ» встретилась с ними в разные дни. Павел Акимкин. Роман Шаляпин. Юлия Пересильд.
– Сейчас, спустя время, что вы чувствуете, ведь премьера спектакля состоялась больше года назад? Дебют года – это ярлык?
Юлия Пересильд. Нет, это приятно. Вообще награды дают стимул для каких-то новых вещей. Значит, такой компанией у нас что-то получается. В шутку мы, конечно, говорили, что это «Золотая маска». Но, естественно, цель была другая: просуществовать вместе чуть дольше, и непросто потусоваться, а поработать, потому что такой компанией работать хочется. Мне кажется, у нас получается. Редко бывает, когда складывается коллектив.
– Что-то можно было сделать лучше или по-другому?
Роман Шаляпин. Всегда можно было сделать лучше или по-другому, но сделали уже и сделали. Спектакль – живая материя, он может пройти немножко лучше или хуже, это зависит от многого. Мы съездили со «Шведской спичкой» в Мелихово, где жил Чехов, сыграли на открытом воздухе. Я там увидел портрет Дюковского (у Чехова был друг с такой же фамилией, который стал прототипом литературного героя), человека, которого я играю. Я смотрю на картину, а там какая-то женщина, а вдалеке он. Для меня это глоток воздуха, и зритель по-другому как-то реагирует.
Юлия Пересильд. Почему-то считается, что «Шведская спичка» – это комедия, фарс. Но ни моей героине, ни мне не смешно потому, что у человека рушится судьба, отнимают любовь. Каждый раз, когда выхожу на сцену, мне хочется, чтобы этот кусочек воспринимали не как комедию, а как трагикомедию. Просто все сделано в фарсовой форме, но это ничего не значит.
– Вы молодые актеры, но за плечами уже немало работ и в театре, и в кино. И все же звание «дебютанта», видимо, еще долго не оставит вас в силу возраста. Это раздражает?
Юлия Пересильд. Напротив, дебют – это всегда приятно. Кажется, что вроде только начало. Я думаю, страшновато получать премию за заслуги в кинематографе или в театре. Это уже серьезная награда, а дебют – это как-то так легко, светло. Вообще я считаю, что еще даже по-настоящему дебюта не сыграла, такого большого. Он может произойти и лет в 30. Вдруг хоп, и мы понимаем, какой человек на самом деле. Вот его дебют.
Павел Акимкин. Сейчас я рад, что я начинающий актер. Придет время, когда я буду не начинающим актером, и надеюсь, что этот период будет уже заслуженным. Главное, не отказываться от своих принципов.
Роман Шаляпин. Снимаясь в кино, я чувствовал, что мне многого не хватает. В театре ты притерт к человеку, к соседу своему, к партнеру. А здесь как у меня было: я приехал, познакомился с человеком, мы два раза с ним прочитали сцену и через 5 минут вышли и снялись. Надо было быстро сделать то, что просил режиссер.
Павел Акимкин. Очень мне понравилась одна реплика. Снимали один эпизод, и мне все говорили: «Театрал-театрал. Бросай кино, беги в свой театр». А потом дальше наступил момент, когда все сложилось, и человек со стороны говорит: «О, какой хороший актер, наверно, в театре работает».
Юлия Пересильд. Для меня дебюта еще не произошло. При том, что я сейчас снялась у Кати Шагаловой в «Однажды в провинции». Там тоже в принципе главная роль, но, наверное, должен быть еще какой-то дебют, чтобы я могла сказать: «Вот это был мой дебют». Дебют – это очень широкое понятие. Допустим, актер всю жизнь играл маленькие роли, вдруг хоп – и большая. Все время ты играл комедии, хоп – и сыграл трагедию. И все понимают, что это дебют. В кино? Я сейчас больше об «Однажды в провинции» скажу, «Невесту» я уже пережила. 24 июня первый раз я увидела себя на большом экране. Это было очень страшно. Я своей сестре по кино, Элле Болговой, чуть руку не сломала, пока сидела-смотрела. В кино ничего невозможно изменить – как ты снялся тогда-то, все. А в театре... вот сыграла я премьеру «Фигаро», прошло 10 спектаклей, роль уже совсем другая, изменилась. Театр – это постоянное движение. А в кино нужно уметь выдать результат, сконцентрироваться и играть. Потом уже через 10 лет скажут тебе: «Плохо сыграла». И ничего не изменишь.
– Какие планы на будущее?
Павел Акимкин. Хотелось бы свое помещение, собрать туда всех ребят.
– И открыть свой театр...
Павел Акимкин. Неважно, можно пока даже года на два его закрыть и там работать, необязательно его открывать. Нам в принципе ничего больше и не надо. Какие-нибудь обычные театральные зарплаты и студию.
– А что так мало?
Павел Акимкин. А за что сейчас больше? Сделаем еще один спектакль, больше попросим.