Опера Ширвани Чалаева «Казаки» написана по одноименной повести Льва Толстого. Ее мировая премьера состоялась в роскошном атриуме Музея имени Пушкина и была посвящена 180-летию со дня рождения великого русского писателя.
«Казаки» – вторая опера дагестанского композитора Ширвани Чалаева по прозе Толстого. Первая – «Хаджи- Мурат» прозвучала в разгар чеченской войны, вторая – в разгар недавних трагических событий на Кавказе. Об этом с болью говорят организаторы, но не эти печальные обстоятельства были поводом к премьере, а всего лишь толстовская круглая дата.
Ширвани Чалаев признается, что очень любит русский язык, а иногда даже видит сны на русском. Поэтому ему особенно интересно и приятно работать с прозой Льва Толстого.
Праправнук писателя Владимир Толстой, директор музея-усадьбы «Ясная поляна», с радостью приветствует появление оперы на сюжет «Казаков», более того – он считает, что именно это сочинение необходимо включить в школьную программу.
Оперу в постановке Олега Митрофанова исполнили солисты театра «Амадей», хор капеллы имени Юрлова и оркестр имени Рахманинова под управлением Олега Солдатова. Камерная постановка, обусловленная скромным сценическим пространством, призвана отразить не красоты Кавказа – снежные вершины Эльбруса или бурное течение Терека, но внутреннюю драму героев (некое подобие любовного треугольника) и – шире – взаимоотношения между населяющими этот регион народностями. Сюда, на Кавказ, приходит в поисках себя русский, здесь казак убивает чеченца и сам убит братом своей жертвы. Правда, здесь Толстой выступает как гуманист – Лука погибает случайно, а не по причине кровной мести. Не эти ли мотивы звучат сегодня так актуально?
Партитура оперы Ширвани Чалаева – местами затянутая, местами увлекающая – насыщена мотивами казачьих песен и танцев и включает лирическую интерпретацию знаменитого стихотворения «Горные вершины» в исполнении хора а капелла. Но самым поразительным и свежим в этой партитуре стал музыкальный персонаж Голос гор: фольклорный напев – сочный, пряный, живой и естественный – звучал в роскошном исполнении самого композитора. Такое под силу, наверное, только аборигену – жителю гор.