0
2707
Газета Культура Интернет-версия

28.08.2008 00:00:00

От авангарда до Гиннесса, или Театр сломанных теней

Тэги: цдх, выставка


цдх, выставка Моисей Фейгин. "Хоровод в ночи".
Фото с сайта www.moisey.feigin.ru

В прошлом году в ЦДХ прошла последняя выставка Моисея Фейгина (1904–2008) – работы, написанные после ста. Нынешней весной в Книге рекордов Гиннесса появилась запись: «Самый старый работающий профессиональный художник Моисей Александрович Фейгин». В конце апреля его не стало. И теперь в том же ЦДХ устроили выставку его памяти.

Почти ровесник прошлого века, он мог о многом рассказать – о революции, о сменявших друг друга вождях, сменявших друг друга художественных вкусах. О ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе, где учился в 20-е; об Осмеркине (у которого учился и от которого в годы травли не отступился), о другом учителе и другом бубнововалетовце Машкове, об «амазонке авангарда» Поповой (от нее – напористое абстрактное направление в живописи самого Фейгина). Об ОМХе – Обществе московских художников, ненадолго объединившем в конце 20-х многих бывших соратников по «Бубновому валету». О том, как родился в Варшаве, а после переезда в Россию больше не бывал за границей, как добровольцем ушел на войну. И рассказывал. Но эта выставка про другое.

Его называют последним учеником, вошедшим в «Бубновый валет» (поработать как следует с расколовшимся в 1917-м обществом он не успел – возраст не тот). Общение с хулиганствующими авангардистами даром не прошло – колористическая смелость Фейгина иногда почти обескураживает: красный, желтый, оранжевый «семафорят» с его картин. Трудно себе представить, но одним из других, не художественных цветных впечатлений Фейгина было наблюдение за льющимся расплавленным чугуном (говорят, производственная тема превращалсь для него в цветную феерию).

Ребром к ребру, в два ряда, тесно и «душновато» развесили в ЦДХ графику и живопись. Работы с отпечатком модного некогда кубизма, абстракции, фигуративные экспрессии (именно это слово им адекватно), а также – было и такое – вполне себе соцреалистические вещи. Так, привезенные в ЦДХ «Дети у балкона» или «Анночка» 46-го года легко вписались бы в какое-нибудь здание большой старой библиотеки. Сам Фейгин в одном из интервью говорил, что на жизнь приходилось зарабатывать заказами вроде портрета Сталина (его «четырехэтажной» головы) для дома на Котельнической набережной. С конца 60-х Фейгин почти вовсе от реальности отказался – и застонали-задергались изломанные тени фантазий. Циркачи, арлекины, скрипачи – причем с таким набором ассоциаций, который может черно-белого арлекина сравнить с узником, а цветного – с художником (его спина – лист бумаги), рядом с которым кружат крест и петля. Это перемежается религиозными сюжетами – Распятиями. А еще Дон Кихотами и Чарли Чаплиным, который тащит за собой огромную тень-пальто. Все вместе напоминает повторяющиеся почти до навязчивости сны – то печальные, то кошмары. Двадцатый век был слишком щедр на события, их провоцирующие. К голосу цвета Моисей Фейгин добавляет голос пластики – это не только напряженная пастозная поверхность, но и фольга, веревка, приклеенный на холст карандаш. Живопись берет предметы и одновременно борется с простой предметностью.

Сейчас в двух небольших залах картины и рисунки Фейгина тяжело дышат, порой перебивая друг друга. Но это их соседство – еще одно свидетельство доброй любви родных Моисея Фейгина, вернее, много – целая толпа – свидетельств памяти о нем.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
987
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
611
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1186
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1185

Другие новости