Наталья Гундарева была подлинным воплощением жизни.
Фото ИТАР-ТАСС
Сегодня Наталье Гундаревой исполнилось бы 60. Телевидение отметило эту дату по-своему.
Уже три года, как нет Натальи Гундаревой. А все не верится. Появляется она на экране – и сначала, как всегда, как раньше, – сразу хочется дышать глубоко и часто. Потому что – вот она, жизнь, ее живое, полное, идеальное воплощение. И не сразу защемит сердце, оно должно сначала понять, что это идеальное воплощение жизни теперь только на экране. Разве так бывает? Жизнь может умереть? Абсурд. И, наверное, только следующее поколение сможет говорить о Наталье Гундаревой в прошедшем времени – для них она уже будет легендой и частью истории нашего искусства.
Сегодня ей исполнилось бы всего 60. И всякое слово скорби и сожаления о раннем и болезненном ее уходе будет выглядеть банальной отпиской «по поводу». Поэтому хочется сказать о другом.
Российские телеканалы хорошо подготовились к юбилею Натальи Георгиевны. Они выстрелили в прайм-тайм передачами, в которых признались в любви к актрисе и расшаркались за всех зрителей. Жаль только, зрителей не спросили. В одном из интервью Наталья Гундарева заметила: «Чтобы тебя полюбили, надо как минимум умереть». Нет, это не про нее, ее любили и раньше. Но когда она заболела, телевидение сделало стойку. Когда Наталья Георгиевна умерла – сорвалось с цепи. Сразу после ее смерти Первый канал подробно рассказал нам, почему у нее нет детей, и показал съемку любительской камерой из окна напротив больницы, где лежала актриса, что происходит у нее в палате.
Теперь, к юбилею, НТВ сделал фильм о личной жизни Натальи Гундаревой, так без обиняков и назвав его – «Личная жизнь Натальи Гундаревой». Это что – подарок? Если подарок, то кому – нам? Актрисе?
Мало кто так не любил интервью и досужую публичность, как Гундарева. Она редко давала интервью – ей достаточно было сцены, где она каждый день выкладывалась «до полной гибели всерьез». Она не была, как принято говорить, в тусовке, она жила только театром, не замечая суетливой светской жизни. Гундаревой там было неинтересно, в этой светской жизни, и она каждый раз переживала, когда становилась объектом таблоидного интереса.
Наше телевидение со своей любовью – как бультерьер. Если уж вцепится, то пощады не жди. Хотя бультерьер – он все-таки в живых вгрызается. А телевидение сейчас все больше с ушедшими разбирается. Стоит уйти человеку – как на Первом «Последние двадцать четыре часа такого-то». НТВ, как видим, не отстает. Может, лучше было бы вообще этой даты не заметить, как не заметил ее, скажем, канал «Культура», не поставив в сетку ни единого фильма с участием Гундаревой?
Вероятно, такие передачи должны подтверждать факт всенародной любви к человеку. На деле же это называется некрофилией.
Это неправда, что смерть забирает лучших, – она забирает всех. Кого-то раньше, кого-то позже. Мы ведь и правда очень любили Гундареву – такую умницу, такую талантливую, такую светлую. И, как оказалось к несчастью, – теперь вечно молодую.
Будем надеяться, что когда-нибудь про нее снимут фильм, достойный ее, – умный, талантливый и светлый.