Со стен на зрителей смотрят «пиксельные» герои «Парада любви» Вадима и Ирины Грабковых.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Открывшаяся недавно галерея Diehl + Gallery One показывает работы актуальных российских и украинских художников. «Используя метод сенсационного подхода, они заново открывают характер России и Украины в международном контексте», – пишут организаторы. Ни больше ни меньше. Против актуальности никто не возражает, но насчет сенсационности и новизны можно поспорить.
Девять творцов – Вадим и Ирина Грабковы, Никита Кадан, Алевтина Кахидзе, Петр Кируша, Лада Наконечная, Павел Полянский, Игорь Скалецкий и Леонид Сохранский – кто вполне мирно, кто несколько агрессивно-эмоционально – высказались на тему современности и искусства. Алевтина Кахидзе выставила, будто на продажу, графическую серию с изображением продукции модных брендов и совершенно необходимых изысканному человеку в хозяйстве предметов вроде ванны на ножках и с позолотой – предлагается обменять на гривны-доллары-евро. Тут и стеб на тему художественного процесса, в который записывают не только продажу антиквариата, но и новых модных марок (или – кто знает? – их подделок). А может, и намек на то, что вышедшее из-под руки художника изображение по стоимости приравнивается к изображенному (непонятно только, для кого это должно быть лестно). Другая картинка современности – вырванные из контекста Ладой Наконечной и ставшие уже банальными (название серии – «Это уже было сказано») фразочки «Я маю тобi дещо сказати» или (вроде как в ответ) «Я не хочу про це говорити». Это – слова и интонации мыльных опер, перенесенные на холст в форме почти что лозунга. Забавно наблюдать, как объекты массового потребления (более – как сериалы или менее массового – как предметы китчевой роскоши) путем фильтрации через критическую иронию превращаются в объекты актуального искусства.
Портреты на современный лад – это «пиксельные» участники немецкого фестиваля в известном уже проекте Грабковых «Парад любви». Герои, как и положено, распадаются на клеточки – с соответствующей моралью. А напротив висят коллажи Игоря Скалецкого с куском Маяковского, с частью Элвиса Пресли┘ Иногда предлагается сказать «кто есть кто» и пораскинуть мозгами на предмет того, до какой степени можно безнаказанно – то есть чтобы персонаж остался узнаваем – дробить форму? Какой фрагмент считать за минимальную единицу идентификации? Как и сам жанр коллажа, заданные им «задачки» вполне в духе дадаизма и поп-арта. Одна из самых выразительных поделок называется «Ррррррр» и мозаикой губ, глаз и прочих элементов вполне свирепого «портрета» напоминает нечто встречающееся на улицах в пору наибольшего остервенения граждан.
Все это так – тут вам и на злобу дня, и на тему традиционных жанров (пейзажи с «изъятыми» и тоже «пиксельными» фрагментами Павла Полянского) и видов искусства (оплывшие скульптуры Леонида Сохранского). Но впечатление примерно как от кинотеатра повторного фильма – Московская биеннале молодого искусства только что закончилась, а участники не расходятся. Только что ведь уже видели, например, на Винзаводе (в проекте «Яблоки падают одновременно в разных садах») и Петра Кирушу с его экспрессивно-наивными (как детское творчество) рисунками, и Сохранского с «плавящейся» пластикой, а Грабковы уже успели сделать в дигитальной стилистике после своего более раннего «Парада любви» «пиксельного» Солженицына, а потом и «Азов-Сити» для фестиваля «Арт-Веретьево». И фрагментированные пейзажи Павла Полянского уже тоже отметились на биеннале в Третьяковке (в проекте «Контекст»)┘
Поэтому кровь-то, может, и свежая, но шутка, повторенная дважды┘ Или что здесь – настойчивое желание раскрутить, успеть? Эпатажа уже не случилось, заявленной сенсации – тоже. А самое свежее от всего этого действа впечатление оставила посетительница, случайно смахнувшая на пол один из объектов Сохранского. Такого мы еще и правда не видели.