Юрий Стоянов всем своим видом подчеркивает: не относитесь к нам серьезно.
Кадр из фильма «Мираж».
Три девицы – Лера (Алена Хмельницкая), Таня (Наталья Наумова) и Ульяна (Алена Комиссарова) и два русских туриста – Миша (Алексей Чадов) и Женя (Алексей Бардуков) оказываются в некоем Мертвом городе, где девиц держат на предмет попользоваться, а ребята, случайно наткнувшись на невольниц, тратят остаток отпуска на освобождение девиц и спасение собственной шкуры. Параллельно за одной из девиц, московской бизнесменшей Лерой, охотится некто Ловец (Дмитрий Марьянов), чтобы привезти ее в Москву пред очи какого-то бандита. Собственно, Ловец и оказывается той доброй силой, которая валит мертвыми штабелями вооруженных до зубов моджахедов и похотливых бедуинов, освобождает молодняк и заваливает заодно главного в тех местах наркоторговца и террориста.
Этакий вестерн-истерн с книксенами в сторону Серджо Леоне, Клинта Иствуда, товарища Сухова с таможенником Верещагиным и «Неуловимых мстителей», снятых отцом Тиграна знаменитым режиссером Эдмондом Кеосаяном. И еще сотен и сотен известных, полузабытых и вовсе забытых боевиков. Как раз для летнего необременительного просмотра. Штампы здесь теснятся шумною толпою, словно соревнуясь, кто кого перештампует. Главный наркоторговец-террорист-моджахед – интеллектуал с голубыми глазами. Самая умненькая и наивная девушка, разумеется, носит дурацкие круглые очки, рыжие косички и веснушки. С самого начала ясно, что она не жилец: по законам жанра умные дурочки всегда умирают первыми. Другая девица, проститутка Ульяна – становится объектом страсти нежной одного из путешественников, профессорского сыночка, центрового юноши Жени, и оказывается, что проститутка все эти годы ждала именно его чистой любви, чтобы очиститься душевно и понять, что не все мужики сво...
Ну а главный герой, само собой, – мачо без страха и упрека. И можно не досматривать фильм, чтобы догадаться о чувствах, вспыхнувших к концу между ним и его жертвой Лерой. Ясное дело, не отдаст он ее никакому заказчику, а перекуется морально и будет жить с ней где-нибудь в домике с палисадником и гугукать с детишками.
А периодически попадающий в кадр свадебный генерал фильма Юрий Стоянов, одиноко сидящий средь пустыни сначала с букетом цветов, потом – полуголый, а затем и вовсе уезжающий на коне в сторону заката, своим молчаливым присутствием лишний раз дает нам понять: не относитесь к фильму серьезно.
Мы и не относимся. И в цитировании классики ничего нет не только дурного, но наоборот – это может быть очень даже весело. Если, конечно, цитировать грамотно. Никто не требует, чтобы сценарий демонстрировал глубокое знание психологии и его применение на практике, никому в голову не придет искать в подобном кино серьезной нравственной и тем более – политической – составляющей. Хочется лишь, чтобы герои вызывали ничем не объяснимую симпатию, а их враги – такую же примитивную антипатию. Здесь же персонажи, их поступки, их разговоры, их проблемы не вызывают ровным счетом ничего. Главный герой – Ловец – явно отправил на тот свет не одного человека, и если «споткнулся» о красивую женщину, это еще не значит, что отмылся на все времена. Чем он лучше своего заклятого давнишнего знакомца – наркоторговца, – не очень понятно. Разве что умением актера Марьянова делать добрый взгляд. При всех приятностях и остроумных моментах в «Мираже» нет главного, что должно и определять успех такого рода кино, – обаяния. Каждый из персонажей сам по себе вполне симпатичен, но не разлит по экрану тот изящный, не передаваемый никаким словом шарм, что сделал вечными и позволил растащить на цитаты «Белое солнце пустыни» и «Неуловимых мстителей». Словом, мираж.