Зальцбургский фестиваль – один из самых известных и популярных в мире. Принять участие в оперных постановках этого форума считается престижным и непременно указывается во первых строках CV. А успешное выступление гарантирует продвижение по карьерной лестнице, что влечет за собой повышение гонораров.
В буквальном смысле головокружительная мировая карьера Анны Нетребко началась именно с Зальцбургского фестиваля 2002 года – после ее дебюта в «Дон Жуане» Моцарта. За те три года, что прошли до следующего ее появления в Зальцбурге («Травиата» Верди), компания Deutsche Grammophon успела заключить c певицей эксклюзивный контракт и раскрутить блестящую PR-кампанию, в результате которой по Нетребко сошла с ума как минимум вся немецкоговорящая Европа. После этого Анна получила австрийское гражданство, а затем уже дважды Зальцбургский фестиваль, как сегодня говорится, «кинула»: в прошлом году болезнь помешала ей принять участие в исполнении Stabat mater Перголези, а в этом она не будет петь в «Ромео и Джульетте» Гуно: певица ждет ребенка.
Что касается менеджерской стороны фестиваля, то здесь, как оказалось, русская тема в фаворе. Хотя результаты 2007 года оказались более чем удовлетворительными (показатели по проданным билетам за последние несколько лет уступили лишь сезону 2006 года, что неудивительно – отмечалось 250 лет со дня рождения Моцарта, родившегося, как известно, в Зальцбурге), финансисты и маркетологи понимают, что обеспеченных европейцев, которые как раз и составляют основную часть публики фестиваля, в ближайшее время не прибавится. В целях расширения аудитории организаторы по понятным причинам обратили взгляд на Россию. В декабре 2007 года в Москве прошла презентация Зальцбургского фестиваля, которую провели его президент Хельга Рабль-Штаблер и интендант (художественный руководитель оперной части) Юрген Флимм. Пафос их выступления понятен: Альпы, Зальцбург как прекрасный туристический центр, классическая музыка, наконец, – облагораживают. Из русского в афише – премьера спектакля по «Преступлению и наказанию» (драматическая программа фестиваля), среди музыкантов – наши Николай Луганский, Григорий Соколов, Вадим Репин.
Тема Зальцбургского фестиваля в этом году следует крылатым словам из Песни Песней Соломона «Ведь смерть так же сильна, как и любовь». Нет ничего проще, чем подобрать к этой теме оперы, ведь добрая половина композиторского наследия замешана на теме «кровь и любовь». Тем не менее Юрген Флимм собрал интересную компанию. Среди обязательных опер Моцарта в программе «Дон Жуан» в постановке Клауса Гута с Доротеей Рёшман, Анеттой Даш и солисткой «Новой оперы» Екатериной Сюриной. Оперой венгерского композитора Бэлы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» будет дирижировать его соотечественник и тоже композитор Петер Этвош. В «Ромео и Джульетте» Гуно пару Роландо Вильясону вместо Анны Нетребко составят грузинская певица Нино Мачаидзе и сопрано Айлин Перэс – протеже Пласидо Доминго (их совместный концерт прошел в Москве в феврале этого года). Самые привлекательные имена в «Русалке» Дворжака – режиссерский тандем Йосси Вилера и Серджио Морабито. В «Отелло» Верди с Риккардо Мути за дирижерским пультом принимают участие Сергей Антоненко (нам этот солист Латвийской оперы знаком по недавним гастролям театра в Москве, он пел Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича) с партией Отелло и знаменитый баритон Карлос Альварез (Яго). В роли Дездемоны в Зальцбурге дебютировала 29-летняя москвичка Марина Поплавская, и западные критики в один голос предрекают ей блестящее будущее. Выпускница Музыкального института им. Ипполитова-Иванова успела дебютировать в Ковент-Гарден и Метрополитен-опера, так что Зальцбургский фестиваль стал закономерным следствием ее карьеры. «Плоть и кровь Дездемоны» (Wiener Zeitung) обладает «потрясающим тембром, созданным словно из шелка, шампанского и наждачной бумаги» (Der Tagesspiegel). Скептически настроен лишь журналист издания Welt online: «Поплавская должна остерегаться, как бы рано не сгореть».