Мать и дочь Огудаловы. Сцена из спектакля «Бесприданница».
Фото Алексея Андропова
Место: Музыкальный театр п/р Г. Чихачева
Дата: 5 августа
Продолжительность: 2 часа 40 минут
Московский театральный сезон жестких границ не имеет: Театр на Малой Бронной уже открыл новый, а «Современник» закрывает сезон в конце июля. В такое «межеумочное» время расположенный за Карачаровской эстакадой Театр п/р Геннадия Чихачева играет премьеру мюзикла «Бесприданница».
Александр Кулыгин – можно сказать, придворный композитор театра Чихачева. Ничего обидного в слове «придворный»: Гайдн и другие достойные композиторы тоже работали при дворе. На Новокузьминской улице, где в бывшем кинотеатре работает Театр Чихачева, у Кулыгина идет опера «Теремок», оперетта «Без вины виноватые», музыкальная комедия «Женитьба Бальзаминова», что-то еще... «Бесприданница», таким образом, завершает трилогию по Островскому.
За Третье кольцо критики если и выезжают, то чаще всего затем, чтобы потом все свои транспортные муки излить в нескольких желчных предложениях. Поводы, кстати, найти нетрудно: в «Бесприданнице» у Чихачева Робинзон – не актер, а актриса, наряженная в мужское платье. То есть рядится мужчиной, но до поры до времени, а потом вдруг, без причины разоблачает этот маскарад. Чихачев говорит: нигде у Островского нет спора с такой интерпретацией. Но нет и намека. И нет никакого нового смысла. Впрочем, публика к Чихачеву ходит патриархальная, и новомодного контекста – в смысле трансвеститов и прочих гей-парадов – здесь в такой интерпретации не находят. Ну, не актёр, ну, актриса. С самого начала видно, что это не мужчина, а женщина. Почему-то – с усами. Лучше бы она была цыганкой, например, – что-то не то нагадала, хоть Кнурову, а теперь вот возвращается инкогнито, чтобы отомстить, скажем, за ночь, проведенную в участке. Тогда бы смысл был. А так – нет.
Еще: зачем у Ларисы Огудаловой (Татьяна Репич) такой яркий макияж, с блестками на веках? Она, конечно, невеста, но с таким экстерьером странно, что ее тревожит что-то в истории с Паратовым. С такими блестками, как говорится, ого-го... Смотрится странно, и, почему-то кажется, идет вразрез с Островским.
Есть какие-то смешные моменты: кончается спектакль, актеры выходят на аплодисменты, вдруг мужской голос объявляет по громкой связи: «Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, заслуженный артист России, профессор Геннадий Чихачев!» И выходит Чихачев, невысокого роста, немного похожий на русского поэта Есенина, немного – на солдата из сказки, с гусарскими усами...
Но в мюзикле Кулыгина, в спектакле, который поставил Геннадий Чихачев, есть несомненные достоинства, не заметить которые было бы несправедливо. Тем более что бороться приходится с очевидной киноклассикой: сюжет «Бесприданницы» все-таки прочно связан в сознании нескольких уже поколений с «Жестоким романсом» Рязанова, а Паратова – Никиту Михалкова переплюнуть, конечно, трудно. В Театре Чихачева с Паратовым, которого, к слову, играет однофамилец Никиты Сергеевича Владлен Михалков, ничего путного и не выходит. Внешне он напоминает скорее приказчика, чем богатого купца. С купцами в спектакле тоже неоднозначно: Кнуров (Алексей Городецкий) хорош, манеры, стать – всё вызывает доверие. А Вожеватов – какой-то мальчишка, посыльный, такого в серьезном обществе всерьез не примут.
Теперь – про хорошее.
Во-первых, музыка, в которой несколько запоминающихся мелодий есть, а куплеты, которые потом можно передавать смеха ради – что обычно случается при поспешном переложении классики в музыкальный жанр, – этого как раз, по-моему, не было. Во-вторых – живой оркестр под управлением Владимира Янковского и, надо признать, очень слаженное исполнение, хотя в Театре Чихачева у актеров перед глазами нет монитора, а дирижер видит не всех оркестрантов: спектакль играют в фойе и оркестр несколькими порциями рассажен за декорацией, так что духовые, например, не видят струнных. Ну и актеры. Например, Евгений Башлыков, который играет Карандышева, не молод, не хорош собой, не богат, скорее – беден. А его тетка, которая устраивает обед для видных людей города, – фигура просто водевильная, ее экономия грозит будущей супруге Карандышева настоящей нищетой. По замыслу композитора и режиссера Лариса Огудалова, та самая бесприданница, – фигура драматическая, даже трагическая, и, в общем, с этой ролью Татьяна Репич справляется, хотя, конечно, музыкальный жанр в данном случае спрямляет, а не усложняет сюжетные повороты пьесы. Придется еще несколько добрых слов сказать в адрес музыкального руководителя спектакля и одновременно – критических – в адрес режиссера: поют у Чихачева пока что, во всяком случае, лучше, чем играют. Понятно, конечно, что на пяти метрах не особо-то разыграешься, но пока хор поет что-то цыганское – всё ничего, вернее, хорошо, а как только выскакивают на сцену – видно, что ряженые, что костюмы сшиты из такой ткани, в которой массовику-затейнику выйти, наверное, можно. Надел – снял, никаких претензий. А тут все-таки претензия есть: на афише ведь написано не просто мюзикл, а – русский мюзикл, плюс – мировая премьера. Таким амбициям надо соответствовать.