Так и сегодня в Авиньоне все еще напоминает о недавнем фестивале.
Фото автора
В солнечном французском Авиньоне 2 августа завершился 62-й Театральный фестиваль, как обычно, вовлекший город, его жителей, театральных деятелей, просто любителей и случайных туристов в потрясающую атмосферу круглосуточного праздника.
Фестиваль покоряет организованной стихийностью: вроде бы все делают, что хотят, но никто не переходит границ разумного. Полицейские прохаживаются расслабленно: им никто не дает повода для работы. Любая ярмарка, карнавал, фестиваль сопровождаются горами мусора и соответствующими ароматами. Здесь все так лихо решено муниципальными властями, что чувствуешь себя совершенно комфортно в любое время суток.
Анатолий Васильев, попрощавшийся с Москвой, в этом году был одним из главных фигур фестиваля. Весь скепсис, который может вызвать его фигура, мгновенно рассеивался, когда на площадку вышли его нынешние ученики из режиссерской школы в Лионе. Трудно поверить, что несколько лет могут так решительно перековать или, вернее, выковать из людей, незнакомых с его театральным опытом, верных последователей васильевской идеи игрового театра. Помимо показов на фестивале прошла выставка костюмов из «Терезы-философа», спектакля Васильева в Одеоне. В ЖЖ появилась информация, что там, в Авиньоне, состоялся разговор Васильева с одним из наших известных режиссеров и будто бы Васильев сказал, что вернуться готов. Но куда? Возвращаемся к их, французским, театральным радостям.
Знатоки скрупулезно изучали афиши и плакаты, которыми пестрели в течение целого месяца все дома, столбы, витрины и тротуары, зеваки жадно поглощали зрелища, в коих нет недостатка.
На улицах Авиньона поют и танцуют, стоят на голове и играют на невообразимых музыкальных инструментах, декламируют стихи и жонглируют, причем самыми, казалось бы, странными и неподходящими предметами, ходят босиком, ездят на роликах и досках. Все это время по городу ходят на ходулях и передвигаются на замысловатых велосипедах, время от времени появляется, например, огромная детская коляска, из которой небритый и нехуденький мужчина писклявым голосом потешает народ, завершая свою речь извлечением из-под пеленок шланга, брызгающего водой┘
Официальные участники, приглашенные организаторами фестиваля, отыграли последние спектакли еще 26 июля, Кастеллуччи, Древиль, Томас Остермайер, Жоэль Помра... но еще неделю на улицах Авиньона с утра и до позднего вечера бродячие артисты шумели, играли, веселя других и самих себя.
Театр нон-стоп (off) состоит из сплошных энтузиастов, которые, впрочем, приезжают в Авиньон не только ради искусства: здесь можно надеяться на встречу с продюсерами, режиссерами, журналистами, а главное – с публикой, для которой, собственно, живут и работают актеры.
Авиньон–Москва