Прошедший музыкальный сезон в столице прошел на уровне, которому позавидовала бы любая культурная европейская столица. Только Нетребко спела дважды – при том что концертный график певицы ограничен. Тот же показатель и у Хворостовского. Думается при этом, что в Москву в отличие от любой европейской столицы их тянет прежде всего размер гонорара.
С фигурой Нетребко связан, кстати, и концерт из ряда обманывающих ожидания: страстная оперная дива по меньшей мере нелепо смотрелась и слушалась в кантате Перголези Stabat Mater, исполненной к тому же без венецианского барочного оркестра, присутствие которого могло бы спасти проект.
А вот событием из ряда оправдывающих ожидание, причем с лихвой, стали гастроли Берлинского филармонического оркестра. Одной только открытой репетиции было достаточно, чтобы шокированная публика констатировала безапелляционный факт: у нас так не играют и вряд ли когда-нибудь будут.
Заметим, что оба названных концерта – проекты Московской филармонии, набирающей из года в год обороты как в абонементной политике (в плановых абонементных концертах нередко встречаются знаменитые артисты и коллективы), так и в отношении разовых проектов. Успех генерального директора филармонии отметил и новый министр культуры: Алексей Шалашов возглавил в министерстве департамент современного искусства и международных культурных связей, а потому, по мнению «НГ», становится «карьеристом сезона».
Оперный сезон был, скажем, неровный. Начался он комичной «Свадьбой Фигаро» Моцарта в театре «Геликон-опера», где, кроме Керубино в образе младенца в чепце и с соской, вспомнить нечего. Заметим, что это был самый непонятный жест Дмитрия Бертмана, а все понятное за 11 месяцев, прошедших со дня премьеры, забылось. Но если у «Свадьбы Фигаро» были защитники, обвинявшие критиков в недостаточной прозорливости, – дескать, спектакль «не для средних умов» (в одноименной номинации, учитывая ее двусмысленность, и побеждает «Свадьба Фигаро»), то в отношении рубинштейновского «Демона» в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко общественность была единодушна, почему и присуждаем спектаклю Геннадия Тростянецкого титул самого худшего спектакля сезона. Другая премьера этого театра – опера Римского-Корсакова «Майская ночь» – запомнилась прежде всего объявлениями на трех языках (в том числе украинском), за что назовем ее самой политкорректной премьерой сезона.
В двух премьерах Большого театра особо выделились дирижеры. Под палочку Михаила Плетнева оркестр Большого в «Пиковой даме» заиграл страстно и слаженно как никогда, а вот певцов ему раскачать не удалось: насквозь фальшивый квинтет «Мне страшно» не так легко забыть. Эта мизансцена, где пять фигур стоят в ряд как на плацу, развенчивает и режиссерскую работу Валерия Фокина. А вот режиссерскую работу Дэвида Паунтни позволил себе развенчать Юрий Темирканов. Ему не понравилось, как Хозе убивает Кармен, и он, дождавшись, пока мэтр оперной режиссуры улетит из Москвы, выбрался из оркестровой ямы и все переделал по-своему. Итак, названные дирижеры по совокупности побеждают в номинации «интрига сезона».
Открытием сезона стал Михайловский театр из Санкт-Петербурга: с приходом новой команды (Владимир Кехман и Елена Образцова) спектакли санкт-петербургской труппы стало нестыдно вывезти в Москву, а главное – появились средства для постановок и гастролей.
Премьера оперы Вагнера «Лоэнгрин» в театре «Новая опера» (в постановке датского режиссера Каспера Хольтена) вызвала меньше всего нареканий у музыкального обозревателя «НГ» и становится лучшим спектаклем сезона.