Фестиваль «Балтийские сезоны», организатором которого стал известный продюсер Давид Смелянский и им возглавляемое Российское государственное театральное агентство, задумывался как единичная акция в связи с 750-летним юбилеем города. Юбилей прошел, а фестиваль продолжает свое существование.
Туризм – это ведь не только работа санаториев с трехразовым питанием, но еще и способность предложить людям что-то еще. Помню, как Слава Полунин призвал аудиторию: «Вот в Бразилии в среднем люди получают по сто долларов в месяц, но как они радуются карнавалу. Давайте и мы попробуем порадоваться». Поддержка и федеральной, и местной властью фестиваля – шаг именно в эту сторону, но идея, опережающая сложившееся положение вещей, – «Балтийские сезоны» – принадлежит Давиду Смелянскому, который из года в год приглашает выдающихся артистов. Этот азарт свести в Калининград все лучшее помимо радости встречи с выдающимися мастерами зрителя – еще и попытка подсказать властям направление развития города. В этот раз «Балтийские сезоны» открывали совместным концертом «Виртуозы Москвы» и ансамбль «Терем-квартет», а затем два дня в Кафедральном соборе царствовал дирижер Юрий Темирканов с Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии.
Программа «Виртуозов Москвы» и «Терем-квартета» – встреча камерного симфонизма и этники, академии и фольклора, игры, в которой, правда, академики и скоморохи могут поменяться местами. Композиции, предложенные музыкантами, – остроумие высокого класса, требующего и мастерства, и особого слуха на мировую музыку. Чего стоит композиция «Время собирать камни», которая объединила русские народные песни с шотландской «Я на камешке сижу». Шотландская джига словно пьянеет на народном празднике, достигает своего пика в размахе и удали, и вдруг из нее рождаются звуки нашей «Барыни», точно так же ликующей, хмельной, удалой. А как зазвучит «Степь да степь кругом» – мощно звук раскинется, словно в мире ничего кроме этой самой степи и нет. Слышно, как грозно вздыхает земля, как стихия угрожающе наступает, взвивает природу, но затем загадочно утихает. Кажется, в этой интерпретации ямщик не погибает, уцелел и доедет.
Музыканты то и дело дают нам понять, что музыка – игра, и в нотах знаменитой народной песни есть ноты «Вечернего звона». Этот концерт – гимн музыкальному постмодернизму, флиртующему со стилями, озорующему с музыкальными совпадениями, но и понимающему цену гениальным мелодиям.
На пресс-конференции Темирканов признался, что не любит пресс-конференций, только-только прилетел из Тбилиси, где грузинское гостеприимство затянулось до утра. Стало понятно, что музыкант от гастрольной жизни устал. Однако когда начался концерт, то следы былой усталости исчезли. Оркестр исполнил в первый день «Лебединое озеро» Чайковского, «Спартака» Хачатуряна, во второй – «Щелкунчика» Чайковского, «Картинки с выставки» Мусоргского (в аранжировке Равеля).
Юрий Темирканов – выдающийся дирижер. Он слышит в Чайковском и Мусоргском глубины страстей, сражений добра и зла. «Лебединое озеро» дирижер избавил от балетного дивертисмента и развернул эту музыку Чайковского как симфоническое произведение. Если бы Темирканов исполнил только увертюру, и этого было бы достаточно, чтобы встревожиться битвой тьмы и света, жажды и потребности любить, мужественно отдаться стихии чувств. И вместе с тем в этих божественных звуках слышалась такая безысходная печаль, которая звенела настоящими нотами трагического, поскольку прекрасное гибло в схватке со злом. Как и слышалось другое – гибель нежного, хрупкого и совершенного не отменяет веры в то, что все равно тоска по мировой гармонии будет жить столько, сколько будет жить человек.
Калининград–Москва