Плакат Юрия Боксера «Скромное обаяние буржуазии».
В Выставочном зале Московского союза художников на Кузнецком Мосту показывали плакат. С одной стороны, «Линии жизни» – экспозиция, посвященная памяти пятнадцати художников-плакатистов второй половины XX века. С другой – плакаты работающих сегодня художников. В целом это была попытка очертить возможности, художественные и идеологические, плаката, а также предпринять новые шаги по возвращению голоса этому жанру.
Первое – сама выставка. Идеологические, агитационные (от образных картинок власти и КПСС до пропаганды здорового образа жизни) – а также без соответствующей нагрузки, кино- и театральные плакаты. От надписи КПСС (где последние буквы – они же наручники) или высмеивания Перестройки (недоверчивые граждане глядят в щелочки-скважины в советских знаменах на лозунги «Демократия! Плюрализм! Гласность!») у Александра Чанцева до плакатов по технике безопасности с текстом в духе джанниродариевского «Вишенке запрещается» у Валерия Голикова. Тут же афиша к «Сталкеру» от Владимира Сачкова. Да, собственно, ко многим фильмам из рубрики «Золотого фонда». Идешь себе и по-детски удивляешься: «Оказывается, он к этому фильму афишу делал?! И к этому тоже┘» Об этом мало знают, потому что сейчас плакат не востребован – поэтому он пытается, в органичной для себя манере, что-либо громко заявить лишь на выставках, «наэлектризованных» его энергетикой. А вообще-то сейчас он шепчет.
И вот второе – выходящее за рамки конкретной выставки. Определение места авторского плаката, в сегодняшней Суриковке (да и не только в ней) ведущего линию от открытой Черемных и Моором во ВХУТЕМАСе плакатной мастерской. И к стилистике, скажем, Моора с его «Родиной-матерью» или Кукрыниксов современные художники охотно обращаются. Но новым плакатом сейчас, по крайней мере у нас, интересуются мало. Хотя весной на Винзаводе прошла очень любопытная выставка латвийского плаката. В Царицыне в мае показывали классику жанра – Кукрыниксов. Третьяковка собиралась одновременно с экспозицией Тулуз-Лотрека продемонстрировать русский плакат – но не сложилось. Говорят, у музея есть план с Московским союзом художников – кинуть ретроспективный взгляд на искусство этого жанра с начала XX века, с опытов Серова, Коровина, Васнецова┘ до того, что происходит сейчас. Популяризация плаката через выставки, издание альбома («Московский плакат XX–XXI вв.») вязнет в пресловутом денежном вопросе. В конечном итоге – в невостребованности авторского плаката, сделанного профессиональной рукой, и – на что жалуются устроители прошедшей на Кузнецком выставки – в отсутствии госзаказа.
Как известно, Третьяковская галерея и Пушкинский музей проводят акцию по выводу живописных шедевров на московские улицы. Дело благородное, однако спорное – картины часто не выдерживают соседства современного рекламного продукта. Возможно, если хотя бы часть этой самой рекламы – от афиш до агитации по социальным вопросам – отдать в умелые руки, то и внимания на это обращали бы больше, и музейным живописным «хитам» (если уж говорить о культуре), глядишь, не было бы столь одиноко. Да и вообще, может, получилось бы более благообразно.
Значит, отсутствие заказа – это Сцилла. В комплекте к которой имеется и Харибда в виде «гос». Госзаказ – обоюдоострый клинок, палка о двух концах. Одно дело, когда государство бескорыстно финансирует (что, согласитесь, довольно утопично), и другое – когда начинает художникам диктовать идеологические нормы. К выставке плакатистов приурочили круглый стол («Современный плакат для гражданского общества и власти. Актуальность визуальных средств для разъяснения государственной политики»), в тезисах материалов к которому было указано, в частности, на «отсутствие скоординированной идеологической работы┘» в стране и на перспективы «отсутствия единой идеологии при обучении студентов художественных вузов┘». В результате искусство плаката может и вовсе атрофироваться. Но не думаю, чтобы единообразие способствовало творческому самовыражению.