Гений Островского нельзя ни убить, ни исчерпать. Теперь и театр «Сфера» наравне с другими современными московскими театрами доказывает этот тезис. И какова бы ни была интерпретация – драматургия Островского не поблекнет, а иной раз и блеснет неожиданной краской.
В постановке Александра Коршунова «Доходное место» действие перенесено в советскую эпоху (сценограф и костюмер О.Коршунова) и пронизано ненавязчивым советским лиризмом, благодаря, например, то и дело звучащим песням Окуджавы. Голос Окуджавы, его музыка странным образом превращают комедию Островского в какую-то поучительную советскую кинокомедию, что-то из уже цветного кино. Кроме того, дополнительное живое музыкальное сопровождение и постоянно звучащее фоном заливистое пение птиц тоже подкрепляют ассоциации с советским кинофильмом.
Да и люди тут вполне советские, такие близкие┘ Артисты и играют в непосредственной близости от зрителя. Хитро выстроенные сценические площадки позволяют им находиться как на основной сцене (маленькой сцене-арене, окруженной зрительскими секторами), так и на приподнятой над нею площадке (занимающей пространство одного из секторов зала), а еще и прямо между зрительскими рядами, в проходах между креслами, на ступенях. Изящные деревянные стулья, яркую скатерть длинного стола, вычурную аляповатость диванчика и гипсовых ангелов дополняют натянутые под потолком елочные гирлянды из лампочек – перед нами смесь времен. Не случайно на стенах зала развешены черно-белые фотографии ранних постановок «Доходного места», а по двум сторонам от сцены вывешены элементы костюмов, напоминающие о классических его постановках. Связь времен, взаимодействие старого и нового, вообще взаимодействие как таковое – вот опорные точки спектакля.
Интересно взаимодействие актеров и зрителей, находящихся, как уже было сказано, в непосредственной близости друг к другу. Видимо, именно это устройство сценического пространства позволяет актерам играть без нажимов, без сбоев, но и без особенных взлетов – и при этом держать внимание зала. Кроме того, актеры чувствуют партнера, действительно общаются, не пытаясь затмить другого, не перетягивая одеяло на себя. Иногда кажется даже, что они внимательнее друг к другу, чем к зрителю. Однако, не сильно расплескиваясь, они распределяют внимание на все пространство зала: чего стоит хотя бы одна сцена вдовы Кукушкиной (Татьяна Филатова) и чиновника Юсова (Александр Алексеев)!
Интересно, что, несмотря на воссозданную советскую действительность, прочтение Александром Коршуновым Островского нисколько самому Островскому не противоречит. А главное – вся проблематика «Доходного места» точно ложится на предложенную режиссером советскую эпоху, как, пожалуй, легла бы и на любую другую┘
Связь времен, увы, держится на вечных бедах: взяточничестве, корысти, бюрократии, а в конечном счете – на поиске «доходного места». И пока эти проблемы актуальны, злободневен и Островский. Как бы ни менялся внешний антураж – проблема остается проблемой, беда – бедой. А спектакль «Сферы» – очередное о том напоминание.