Про «Евровидение» все слышали, оно в Москве, как известно, впервые пройдет в следующем году благодаря Диме Билану, а «Еврофолк» – такое же детище Евросоюза – прошел в Москве в минувшие выходные. Двадцать девятый по счету и первый – в России. В Царицыне построили большую эстраду, с погодой, надо сказать, несказанно повезло, и вообще было здорово. Народу полно, ну, людей в Царицыне в выходные обычно столько, что мой друг, который живет в двух шагах от метро «Орехово», говорит, что в субботу–воскресенье после одиннадцати утра лучше в Царицыно не ходить, задавят, но как-то все очень цивилизованно прошло. А главное – музыка заводная и со звуком все получилось хорошо. Кстати: в декабре 2006 года был ведь Госсовет, на котором решили, что 2008 год в России будет годом народной культуры, но другие вопросы вышли на первый план, про народную культуру забыли. Собственно говоря, кроме «Еврофолка», ничего другого, чтобы хоть каким-то боком к ней имело отношение, и не было.
Я вообще – о другом.
Царицыно. Пятница. В Большом дворце – торжественное открытие, играют Сергей Старостин и группа «Жили-были». Ну, кто хоть немного интересуется фольклором, знает, что лучше Старостина никто у нас не поет. То есть, может быть, и поет, но я таких не знаю. Причем он совершенно естественно чувствует себя и в клубе – пока жив был директор культурного центра «Дом» Николай Дмитриев, Старостин часто там выступал, и на улице, и бабки тоже его принимают, как родного. Еще, конечно, некоторые знают Старостина как мужа актрисы Ольги Лапшиной, которая сама замечательно поет русские песни. Ладно. Спел он перед многочисленными зарубежными и нашими гостями (а из Европы приехало немало разных групп – от уличного вполне фольклора, какой совершенно естественно встретить, например, на углу в Париже или, может быть, в Цюрихе, до тех, кто, подобно Старостину, собирает древнее-далекое во фьордах Норвегии, всего – из пятнадцати стран) и решил на улицу выйти. Фольклор же на улице живет. Инструменты у него не тяжелые, вышел и начал играть. Люди обрадовались, стали собираться вокруг, радоваться. Фольклор – он же зажигает, не хуже рока. Но, как говорится, недолго музыка играла. Подошел бдительный старший прапорщик и попросил разойтись.
Прапорщик был очень вежливый. И посетители парка были все мирно настроены. Музыканты – что о них говорить... Разошлись. А я расстроился. Фестиваль – замечательное, конечно, дело. Но вот в Лондоне, я специально узнавал, когда рассказали – не поверил на слово: уличным артистам доплачивают за то, что они город собой украшают. У нас же, мои знакомые попробовали, – даже имея на руках разрешение, трудновато поставить на Арбате ширму для Петрушки. Много недовольных. Мысль же какая: люди зарабатывают и не делятся. Или, как сказал царицынский прапорщик, «одно дело – фотографироваться, а если играют – это уже другая статья». Наверное, несанкционированный митинг. Или что-то еще, тоже чреватое неприятностями для сотрудника правоохранительных органов: не пресек – отвечай... У нас обеспечение порядка – значит, запрещать. Это же неправильно.
Я не знаю, плохо ли, хорошо ли, если прямо на Тверской кто-то петь будет. Не бомж, а кто-то, кто умеет и захочет это делать. Или – сыграет, как, случается, озираясь, в переходе между «Театральной» и «Охотным рядом» встает небольшой ансамбль, наверное, из студентов Гнесинки, на свой страх и риск. По-моему, хорошо. Но если в Царицыне, в Коломенском Сергей Старостин, да неважно кто (хотя важно, конечно), соглашается поиграть, радоваться надо, подпевать и порядок обеспечивать. Даже если не помнить, что этот год у нас – год народной культуры. А просто. Просто если этой самой народной культурой дорожить.