0
721
Газета Культура Интернет-версия

28.07.2008 00:00:00

Город Без Детского Театра

Тэги: москва, фестиваль, театр, дети


Вторая половина июля в этом театральном сезоне выдалась на редкость насыщенной. Москва, принимающая у себя X Всемирный фестиваль детских театров, сделала все, чтобы юбилей удался и гости ни на мгновение не погрузились в «скучающее уныние». Основной ствол фестивального дерева «Дети играют для детей» дал множество побегов («Поверь в меня», «Мультики в саду Эрмитаж» и т.д.), а солнечные дни, мимолетно прерываемые живительным дождем, позволили прижиться и заботливо перенесенным на московскую почву саженцам («КукArt»). Ежедневно ни глаза, ни рассудок не могли справиться с притягивающей пестротой афиши – оставалось слепо довериться ногам, которые уже самостоятельно носили по ставшему таким привычным маршруту: Сад Эрмитаж – Театральный центр на Страстном – филиал Пушкинского – Театр ГИТИС┘

Постепенно, однако, празднично фестивальный ажиотаж сменился совсем не веселыми мыслями, которые возникли вокруг проекта «Лучшие спектакли для детей в Москве». То есть вокруг спектаклей профессиональных театров для детей – «уникального явления российской театральной жизни», как подчеркивалось в буклете.

А мысли были следующие: этого самого уникального явления в столице-то и не осталось. Совсем. Московский ТЮЗ лишь по недоразумению до сих пор сохраняет это имя, а Центральный детский театр, много лет назад сменивший свое название, практически окончательно перестроил в этом Молодежном направлении и весь репертуар. Так что детям в Москве практически некуда пойти без риска надолго рассориться с Мельпоменой. Зато сколько же здесь Разговоров о Всё Возрастающих Проблемах Детского Театра!..

А вот в Екатеринбурге, Самаре, Коломне, Нижнем Новгороде, Таллинне и Санкт-Петербурге, похоже, разговоры разговаривать прекратили давно. Теперь ТЮЗы и Кукольные театры этих городов просто ставят спектакли. Ставят для своих детей, а «взахлеб» смотрят их и дети чужие – московские, например. И даже не только дети – взрослые люди, которые отнюдь не выглядят выполняющими нудные обязанности родителей по культурному просвещению любимых чад.

Напротив, они и сами с воодушевлением втягиваются в игру. Порой напрямую, как в «Счастливом Гансе» Самарского ТЮЗа, когда простодушному герою требуется действенная помощь. Порой – задиристо вступая в диалог с провоцирующими на то актерами, как в эстонских «Старике и Волчице». Порой – просто эмоционально, когда атмосфера переживания в зрительном зале накаляется до предела, как в екатеринбургской «Каштанке»┘

Конечно, не все проходило гладко. Так, почти не прозвучал спектакль Санкт-Петербургского кукольного театра сказки. В полупустом зале Театрального центра на Страстном стало особенно очевидно, насколько связаны между собой действие и сценическая площадка. В данном случае пространство оказалось слишком большим для потерявшегося в нем камерного спектакля и двух актрис┘

Но это было в самом начале фестиваля. В течение следующих нескольких дней горький осадок совершенно испарился. Исчез, когда маленькие зрители, то покатываясь со смеху при виде облезлой лошади, обвиняющей Старика в «хамстве на грани тупоумия»; то потешаясь над «неловкостью» артистов, порой «забывающих», что им надо исполнять свои роли; то играя вместе с заблудившимся героем; то сдерживая слезинки при известии о смерти Ивана Ивановича – ярославского гуся┘ Когда во время таких коротеньких спектаклей маленькие зрители «мимоходом» учились состраданию и справедливости, самоиронии и неунынию. Когда и взрослые, словно с чистого листа, вновь вспоминали о тех же понятиях и учились мудрости┘

Легкость в сочетании с мудростью – вот что объединяет увиденные постановки. Те самые составляющие идеального детского спектакля, позволяющие вновь и вновь, постепенно взрослея, возвращаться к некогда увиденной истории. Своеобразная «притчевая» образность, без которой постановка для детей оборачивается очередным вымученным утренником с оттенком «тюзятины». А еще – игра актеров, которые вдруг «почему-то» в этих детских постановках действительно играют, «как для взрослых – только лучше». А может, не лучше. Может, только так они и умеют – искренне и по-настоящему┘

И как же это здорово, что Город Без Детского Театра получил возможность убедиться, что театр для детей – существует. Что он вовсе не утопия, а реальность. Почти обыденность. Сказка, которую так легко сделать былью. Надо только захотеть. По-настоящему. И может быть, какой-нибудь взрослый человек, выйдя в летний вечер после «Каштанки» или «Счастливого Ганса» на душный московский бульвар, вдруг поймет, что именно этим ему и хочется заняться. Немедленно. И по-настоящему┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1616
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1006
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
725
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
997

Другие новости