Герой Андрея Чадова, переживая измену любимой, вступает в близкие отношения с героином.
Кадр из фильма
Десять лет назад, когда вышла книга, по которой нынче сняли фильм «Больше Бена», книга, написанная на языке падонкаф и получившая премию «Дебют», пафос ее авторов был актуален и по-своему занятен. Двое друзей, решивших накопить денег, отправляются в Лондон. Спайкеру (Андрей Чадов) нужны деньги, чтобы жениться на любимой девушке, Собакка (Бен Барнс) хочет создать рок-группу. Собственно, книга, как и фильм, – это руководство по «взятию» Лондона. Только руководство это, похоже, безнадежно устарело.
Мальчишки незаконно обналичивают чеки, учатся надувать сотовых операторов, сбывать мелкое краденое. Фильм разбит на главки, каждая из которых – путеводитель по одному из видов надувательств. Внизу экрана то и дело вспыхивает счетчик – появляются цифры то со знаком плюс, то со знаком минус – в зависимости от степени удачливости ребят в разные моменты. В конечном итоге денег не остается вовсе, удача отворачивается, местный соотечественник Арташ (Овидиу Мейтсен) спускает вверенные ему друзьями деньги на наркотики. Спайкер, переживая измену любимой, вступает в близкие отношения с героином, Собакка делает последние попытки начать новую жизнь.
Десять лет назад, когда писалась эта книга, Лондон еще не знал такой российской экспансии. Тогда еще самые дорогие дома Великобритании, по традиции, принадлежали англичанам, футбольные команды содержались на английские деньги, а русская речь еще не стала частью местного социального ландшафта. Сейчас, когда Англия прогнулась под тяжестью русских денег, фильмы, подобные этому, выглядят странно – наивно и застарело.
Режиссер Сьюзен Хейлвуд всеми силами пытается родить в зрителе сочувствие к двум великовозрастным балбесам, поехавшим на туманный Альбион искать счастья в его денежном эквиваленте. Но представить их этакими современными Остапами Бендерами не получается – фантазии у ребят мало, они все больше старших товарищей – отморозков слушают, зато снобистского презрения к людям, к жизни, к тем же англичанам – море. По законам жанра надо пролить слезу над судьбой Спайкера, явно съехавшего из нормальной жизни в пропасть наркомании. Но по законам того же жанра сочувствие не может вырасти из ничего – его надо уметь взлелеять. Для этого показать англичан равнодушными бюрократами мало. Слава богу, видали и здесь таких.
Поэтому остается странное и не очень приятное послевкусие. Дали конфетку в красивой обертке, а под оберткой – лежалое месиво. Лет десять назад оно, может, и было вкусным.