На премьере в Мариинском.
Фото Натальи Разиной
На фестивале «Звезды белых ночей» показали российскую премьеру оперы Кароля Шимановского «Король Рогер». Валерий Гергиев взялся привить публике интерес к новым названиям. Публика это начинание поддерживает нехотя – аншлага не было.
«Король Рогер» – совместная постановка с Вроцлавским театром, ее авторы – режиссер Мариуш Трелинский и художник Борис Кудличка, и в августе ее увидят на Эдинбургском фестивале, где маэстро Гергиев представит свое последнее увлечение – «Очарованный странник» Щедрина (в рамках «Белых ночей» пройдет премьера сценической его версии).
Сочинения Шимановского выдержано в символистском ключе – автор, совершивший путешествие по Европе, был впечатлен услышанным («Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси) и увиденным (Италия и Сицилия). По возвращении в Польшу Шимановский приступает к работе над оперой «Король Рогер» на основе романа своего современника Ярослава Ивашкевича. Главный герой – реальный исторический персонаж, правивший Сицилией в Средние века. Сюжет, причудливым образом переплетающий мотивы религиозные, мистические и любовные (заметим, что «Огненный ангел» Прокофьева создавался примерно в одно время с сочинением Шимановского), сводится к следующему: в королевстве Рогера появляется Пастух, агитирующий народ к принятию дионисийского культа. Король отдает лжепророка под суд, но Пастуху удается-таки соблазнить благами чувственных наслаждений, диктуемых служением Дионису, и народ, и даже королеву Роксану. Не в силах вынести разлуки с супругой, Рогер склоняется перед Пастухом и приносит в жертву Солнцу свое сердце.
Удивительно, но опера композитора соцлагеря так и не была поставлена в Советском Союзе, зато шла на подмостках европейских и американских театров. Сюжет создавал благоприятную почву для интерпретаций: в спектаклях представляли мотивы всколыхнувших Европу молодежных бунтов 1968 года, а в Америке иллюстрировали историю секты «Народный храм», чьи члены совершили массовое убийство в конце 70-х.
Мариуш Трелинский, на первый взгляд, менее радикален. В современной церкви Пастух, облаченный в белые одежды, выделяющиеся на общем темном фоне, устраивает почти гипнотический сеанс: от его сладких речей паства впадает в магический транс. Во втором действии, происходящем в обставленной со вкусом гостиной со стеклянными панорамными окнами и выходом в сад, в эротический экстаз впадает сначала Роксана, а затем и все присутствующие: пластическая группа устраивает шабаш с раздеванием и разрыванием одежды в клочья. Пастух же, овладевший ситуацией, чувствует себя как дома, удобно устроившись на диване Рогера. Все самое интересное происходит в третьем действии, здесь Мариуш Трелинский радикален как никто другой. Король, отправившийся за Роксаной, оказывается на больничной койке. Все дальнейшее разворачивается как бред потерявшего рассудок умирающего Рогера. А арию Солнцу поет уже его душа – тело короля на кровати покрывают простыней. Впрочем, возможно, Король «выключается» еще раньше, когда на установленном экране появляется лишь мерцание черных точек, а отход в мир иной олицетворяет световое шоу. А может, и еще раньше: по словам режиссера, третье действие происходит в патологоанатомическом отделении больницы. В этом случае режиссер берет на себя нравоучительную функцию, если не более того: изменившие христианской вере, все последователи Диониса покараны.
Музыка Шимановского чарует не меньше, чем речи Пастуха. Российский состав – Эдем Умеров (Рогер), Сергей Скороходов (Пастух), Ирина Васильева (Роксана), Василий Горшков (Эдриси) – со сложной партитурой справляется, хотя и без должной свободы: через несколько спектаклей они ее добьются, а тогда и зрители погрузятся в магический транс.