Владимир Спиваков и Мстислав Ростропович на одном из прошлых фестивалей в Кольмаре.
Фото предоставлено организаторами фестиваля
Среди 320 музыкальных фестивалей Франции международная манифестация в Кольмаре занимает особое место. Это единственный фестиваль, который возглавляет скрипач и дирижер, да еще великий российский музыкант с мировой славой. Владимир Спиваков уже 20 лет руководит фестивалем. Нынешний фестиваль почтил память Мстислава Ростроповича, год назад ушедшего из жизни.
За 20 лет в Кольмаре прозвучали произведения более 200 композиторов, в их исполнении приняли участие многие известные оркестры и ансамбли, целое созвездие мировых знаменитостей и молодых талантов. Здесь выступали, в частности, легендарные Иегуди Менухин, Мстислав Ростропович и Евгений Светланов, гениальные пианисты Григорий Соколов и Андрас Шифф.
10 июля 1996 года Слава, как зовут Мстислава тысячи его друзей во всем мире, выступил на фестивале, посвященном памяти французской виолончелистки Жинетт Невё. Теперь в Кольмаре в честь Ростроповича собралась целая плеяда блистательных виолончелистов, треть из них призеры его парижского международного конкурса – Гари Гоффман (1986), Ксавье Филипс (1990), Татьяна Васильева (2001), Георгий Кхарадзе (2005).
За двенадцать дней состоялось 25 концертов, отражающих репертуар, музыкальные пристрастия и дружеские связи Ростроповича как виолончелиста и дирижера. Прозвучали произведения 33 композиторов, среди них Шостакович, Прокофьев, Бриттен, Шнитке, Щедрин, Лютославский, которые посвятили свои сочинения Славе. Участвовали государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы», Национальный филармонический оркестр России и хор Московской академии хорового искусства под управлением Спивакова, Ивона Марина и Виктора Попова, струнные квартеты «Копельман», «Атриум» и 30 солистов. Газета Le Monde посвятила его открытию целую полосу, озаглавив ее «Все в Кольмар для Ростроповича». Национальная газета Le Figaro дала большую статью под названием «В честь Ростроповича: элитарное рандеву».
На первом вечере в церкви Святого Матфея «Виртуозы» и Спиваков изумительно исполнили сочинения музыкальных кумиров Ростроповича. В концерте Баха для скрипки и гобоя солировали сам маэстро и Алексей Уткин, пленяя гармонией струнно-духового дуэта. В Первом виолончельном концерте Гайдна, который здесь играл великий Слава, теперь солировал 27-летний француз Готье Капюсон. После антракта превосходно прозвучала Камерная симфония Шостаковича: оркестр и дирижер продемонстрировали свое духовное родство и высокое исполнительское мастерство. Под чуткий и внимательный аккомпанемент «Виртуозов» выступил знаменитый британский тенор Йен Бостридж. Высокий элегантный певец исполнил вокальный цикл Бриттена «Озарение», написанный на стихи Рембо. Бостридж завораживал поэтической кантиленой и аристократическими нюансами.
Второй день фестиваля был особенно памятным: на двух его концертах присутствовали Елена Ростропович – дочь музыканта, его давний друг и почитатель Бернадетт Ширак – супруга экс-президента Франции, и мэр Кольмара Жильбер Мейер. В часовне Святого Петра прозвучали соната для виолончели и фортепиано до мажор Прокофьева, затем трио для скрипки, виолончели и фортепиано № 2 Шостаковича. В церкви Святого Матфея «Виртуозы» исполнили симфонию ре минор Боккерини да так отточено и изящно, что казалось, будто она была написана специально для них, и ее прямую запись можно было сразу же издавать на DVD. Затем прозвучал Второй виолончельный концерт Гайдна, солировал 23-летний грузин Георгий Кхарадзе. В конце программы «Виртуозы» исполнили «Просветленную ночь» Шёнберга, гипнотизируя психологической глубиной и эмоциональной силой. Романтическая красочная интерпретация – несомненная гордость маэстро, стала одной из главных вех фестиваля. Затем под аплодисменты публики Ален Карбонар, французский скрипичный мастер, преподнес Спивакову, в качестве подарка для его благотворительного фонда, созданную им виолончель, названную «Свобода». На ней была выгравирована золотом (24 карат) надпись «В честь Мстислава Ростроповича».
Выдающийся пианист Григорий Соколов дал сольный концерт. В двух отделениях он исполнил сонаты Моцарта К 280, 332 и 24-ю прелюдию Шопена. Как играл Соколов, описать невозможно, ибо эти сочинения и пять пьес на «бис» прозвучали гениально! Публика устроила пианисту нескончаемые овации. Этот триумф стал важной вехой юбилейного фестиваля.
В завершение сезона Национальный филармонический оркестр России под управлением Спивакова исполнил произведения Чайковского – увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта», Вариации на тему рококо, Пятую симфонию. С оркестром солировал знаменитый виолончелист Александр Князев. В честь юбилея были изданы объемный каталог, отражающий 20-летие музыкального счастья в Кольмаре, и DVD с российским телефильмом «Однажды», снятом на фестивале (1992).
***
Владимир Спиваков, почетный гражданин Кольмара, офицер французского ордена Искусства и литературы, кавалер ордена Почетного легиона, ответил на вопросы корреспондента «НГ».
– Этот сезон вы посвятили Ростроповичу – другу и коллеге. Как удалось отразить его дух и личность в программах фестиваля?
– Это было очень не просто, потому что Слава – это гигантский мир. Слава прикоснулся ко всему. Как однажды он мне сказал, «я наследил во всем мире. Нету точки, где бы меня не было». Мне хотелось отразить его личность в разных жанрах. Слава очень любил оперу, но здесь мы не можем ее поставить из-за финансовых условий. Денег нет ни у кого, особенно у французов на культурные цели. Поэтому выходим из положения разными средствами. Например, духовики играли оперные арии. Но главный акцент сделан на виолончели. Возлюбленная Славы стала королевой всего фестиваля.
– Как вы выбирали виолончелистов?
– Это и личные симпатии, и советы семьи Ростроповича.
– В чем значимость визита Бернадетт Ширак?
– Есть много так называемых первых леди. Сегодня они известны, а завтра их забывают. Бернадетт являет собой настоящую Первую леди в высочайшем смысле этого слова, потому что она не только представитель Франции, но и носитель больших человеческих идей. Она любит культуру, искусство, а это не только музыка, живопись, но и милосердие. Достаточно назвать ее деятельность в этом направлении, к которому она относится с огромной душой. Это заслуживает глубокого уважения. Когда в российском посольстве в Париже Александр Авдеев вручал ей медаль Пушкина, он позвонил мне в Москву и попросил прислать детишек моего фонда. Я с удовольствием это сделал. Бернадетт была счастлива этому торжеству и вчера меня поблагодарила за участие и, как она сказала, за русскую духовность.
– Вы играете здесь каждый день, иногда даже по два концерта. Что дает творческую энергию и вдохновение?
– Сама музыка, а также публика, которая посылает мне свою энергию. Я не только ее отдаю, но и получаю. Кто отдает не страшась, тому сполна и воздается.
– Недавно вы с «Виртуозами» совершили триумфальные гастроли по Америке. Это уже начало грядущего 30-летия вашего детища?
– Нет, мы начали юбилейное турне в Канаде, продолжили в США, теперь проедем по всей России, через бывшие советские республики, ныне страны. У «Виртуозов» огромное турне, много городов. Признаюсь, я люблю играть в российской провинции. Там чистые люди, нет мишуры, нет тусовки, что называется таким мелким для меня словом. А чествование «Виртуозов» состоится в Москве, ведь они «Виртуозы Москвы».
– Концерт «Виртуозов» с юными талантами вашего фонда стал символом моста в будущее. Как вы это ощущаете?
– У нас иногда бывает неправильное понятие об истории. Ведь век – это всего лишь несколько рукопожатий. Вот Шостакович пожал руку Ростроповичу, Слава – мне, а я – этим детишкам. Вот и весь век прокатился.
Кольмар–Париж