В понедельник Департамент культуры Москвы назвал имя нового художественного руководителя Драматического театра имени К.С.Станиславского. Его нашли в Петербурге. Это – актер и режиссер Александр Галибин.
Три недели назад, сразу после премьеры спектакля «Мученики любви» (см. «НГ» от 04.06.08) Департамент культуры известил режиссера Татьяну Ахрамкову, что продлевать с ней контракт не собирается. Так возникла вакансия. По нашей информации, в списке претендентов были Олег Меньшиков, к слову, имеющий опыт руководства частным «Театральным товариществом 814», Андрей Житинкин (в течение нескольких лет он руководил Театром на Малой Бронной), Максим Суханов (помимо того, что он – замечательный актер, Суханов еще и продюсер, и успешный предприниматель). Впрочем, список более или менее свободных режиссеров – известен. Некоторое время тому назад корреспондент «НГ» имел возможность издалека увидеть этот самый список – в нем чуть больше 20 фамилий.
Выбор пал на Александра Галибина. Любопытно, что не так давно в «НГ» было опубликовано интервью Галибина и в нем, в частности, шла речь о том, что думает он о театре, своей работе в театре. Галибин сказал тогда: «У меня по отношению к театру есть боль и внутренняя невостребованность, не в смысле, что театр во мне нуждается – я нуждаюсь в театре, и у меня внутренняя невостребованность, что я не все сделал. Еще могу что-то». И еще о взглядах Галибина на работу в репертуарном театре можно судить по таким его словам: «У нас интендантский и директорский театр не приживутся. Вообще, выживают театры, во главе которых стоит очень сильная личность, которая сформировала вокруг себя среду и которая тянет за собой других людей. В России это так. Такой театр может потянуть только художественный руководитель. Он может быть одновременно директором. Может и не быть».
В приглашении Галибина в Театр имени Станиславского можно усмотреть по меньшей мере два сюжета, один – так сказать, хозяйке на заметку, второй – сюжет с легендой. Второй – в том, что одна из славных страниц Театра им. Станиславского связана с приходом сюда Попова. Он, в свою очередь, привел сюда трех своих учеников – Райхельгауза, Морозова и Васильева. Анатолий Васильев – учитель Галибина. Сюжет? Думается, да. Какая-то преемственность, пусть и относительная, в этом есть. Что касается первого: Галибин – уже второй худрук Театра Станиславского из Северной Пальмиры. До него был Семен Спивак и именно спектакль Спивака – «Мужской род, единственное число», своего рода качественный бульвар, до сих пор, то есть уже 10 с лишним лет, делает театру кассу. Не так давно, когда в Театр имени Ленсовета назначили главным нашего Гарольда Стрелкова, в Питере взмолились: ну почему, почему наших всех лучших забирают в Москву, а в Питер присылают не самых лучших московских?! Ну что же – впору праздновать еще одну победу. Нам ведь тоже в Москве хорошие режиссеры нужны, а у Галибина за плечами – несколько, без преувеличения, легендарных спектаклей по новой драматургии в Питере, тогда еще, кажется, в Ленинграде, плюс – опыт руководства театром «Глобус» в Новосибирске, и при нем этот театр – и благодаря его собственным спектаклям, и благодаря тем работам, которые ставили те, кого он приглашал из Москвы, – театр стал знаменит на всю Россию.
Ну вот и все пока. Подробности мы узнаем 9 сентября, когда Галибин придет на сбор труппы и объявит планы на сезон. Пока известно лишь одно: работа Владимира Коренева, начатая при прежнем руководстве, будет продолжена.
Контракт с театром у него на два года. Пока. Хочется надеяться, у него получится: хвалить ведь приятнее, чем ругать. Получится, в частности, собрать единомышленников. Еще одна цитата из интервью Галибина: «Вот вы говорите, придя в театр, можно ли объявить какую-то программу... Ну, можно назвать какие-то спектакли, наверное, но театр – я так воспитан, я получил классическое образование и актерское, и режиссерское – это все равно единомышленники, некая группа людей, которая вместе что-то не делает – сочиняет... Это не кнут и пряник. Поэтому те, кто сейчас сохранился семьей театральной, они выигрывают. И в спектаклях антрепризных, вернее, развлекательных внутри театра, так и в очень высоких спектаклях. Я не идеалист, я очень трезво вижу театральную сегодняшнюю ситуацию. Обслуживание населения – пожалуйста, наряду с ритуальными услугами, с банями, свалками, туалетами, но и театр тогда получается соответствующий... Интересно, кого обслуживал Стрелер, продолжает обслуживать Брук, и как удивился бы Эфрос, узнав, что он обслуживает население┘»