0
926
Газета Культура Интернет-версия

16.07.2008 00:00:00

Без свойств

Тэги: кинотавр, прокат


кинотавр, прокат Герой фильма Шультес (справа) – лишь объектив, через который нам предлагают посмотреть на нашу жизнь.
Кадр из фильма

У главного героя странная фамилия – Шультес. Непонятно, какого происхождения, как, впрочем, и сам герой. Про него известно лишь, что он бывший спортсмен, а ныне – карманник-виртуоз. А про актера Гелу Читаву, сыгравшего этого странного человека, известно только, что он непрофессиональный актер.

У Шультеса больная мать, и большую часть денег он тратит на лекарства для нее. Впрочем, чужие карманы Шультес чистит не ради матери и даже не ради приличного навара, а скорее, из подсознательного желания общаться с людьми. Что ж, каждый выбирает наиболее приемлемую для него форму общения с миром. Алексей (так зовут Шультеса) страдает амнезией, полученной в результате несчастного случая, и каждый день по дороге домой вынужден сверяться с записью в блокноте, чтобы вспомнить адрес.

Кажется, роль самого Шультеса в фильме минимальна – он лишь объектив, через который нам предлагают посмотреть на нашу жизнь, на Москву, на людей. Поскольку, кроме чужих карманов, Алексея мало что связывает с внешним миром, объектив можно считать чистым и прозрачным.

Жюри «Кинотавра», правда, предложило нам увидеть за этим внимательным исследованием сегодняшней Москвы еще какие-то пласты проблем, однако, думается, уважаемые судьи последнего сочинского киносмотра сильно переоценили значение и ценность этого фильма. «Шультес» – кино описательное. Другое дело, что талантливо увидеть и описать не каждый и сможет. Увидеть Москву такой, какой показал ее дебютант Бакур Бакурадзе, оказалось и правда интересно. Собственно, Москва и есть главный герой фильма. В «Шультесе» она очень знакомая и одновременно непривычная. Такой мы ее видим каждый день, но не замечаем. Мы наверняка видим, но при этом не знаем, что миллионы пассажиров состоят из карманов и сумок. Это, оказывается, целый мир. Впрочем, знать нам его вовсе не обязательно – все-таки большинство из нас имеют другие способы связываться с миром, нежели через карманы сограждан. Но занятно. Мы каждый день минуем какие-то серые закоулки, мусорные баки, подворотни, углы┘ Они стопроцентно привычные и неинтересные. Режиссер вместе со своим героем путешествует по этим закоулкам и подворотням, совершенно бездушным и безлюдным, а нам дает возможность посмотреть на то, что у нас под носом.

Монотонность шультесовской жизни не способна нарушить даже смерть матери. Когда Алексею привозят на дом урну с ее прахом, он открывает ее, долго смотрит внутрь, потом пробует пепел пальцами. Не очень, кажется, поняв, что это такое, ставит урну на полку рядом со спортивными кубками – свидетельствами былых побед. И опять привычно спускается в метро в поисках нужных карманов.

Бакурадзе уже успели сравнить с братьями Дарденнами и их натурреализмом. Действительно, «поверхность» у них похожая. То же неспешное следование неспешной жизни, минимум слов, минимум изобразительных средств. Только после дарденновских фильмов – «Розетта», «Сын», «Дитя» – даже самая неповоротливая душа начинает метаться, а самый холодный ум – нагреваться. Лучшие образцы европейского артхауса тем и примечательны, что зовут думать.

«Шультес», несмотря на сильные артхаусные притязания, никуда не зовет и позволяет забыть о себе по выходе из зала. И нелепая смерть главного героя забывается так же быстро, как и он сам, и фильм про него. Человек без свойств. Кино без свойств.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
689
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2422
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1618
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1245

Другие новости