Место: Театр сатиры. Дата: 03.07.08. Продолжительность: 1 час 35 минут
Сперва все приникли к Владивостоку – ибо именно там, в Приморском театре молодежи, должна была состояться российская, а в данном случае – и мировая премьера пьесы двух омских авторов Игоря Косицына и Татьяны Чертовой «Каникулы президента». Потом по каким-то причинам там от этой затеи отказались, зато плодотворную идею подхватили в Москве. В конце минувшей недели безымянная антреприза сыграла премьеру на сцене Театра сатиры. Ни по части искусства, ни в смысле политических идей те, кто на премьеру не попал, не потеряли ничего.
То, что рассказывали о пьесе, и то, что можно было подумать и сказать о ней по отдельным отрывкам, которые скупо цедили в течение примерно полугода (с тех пор, как стало известно, что пьесу собираются поставить в Приморье), явно превосходит то, что прозвучало на московской премьере. Огромная сцена явно была велика для актеров, которым, это было видно, удобнее было бы ютиться на небольшом пятачке. Обживать академические подмостки – для этого, конечно, нужен опыт. У Елены Казариновой, которая играла и во МХАТе, и вот недавно – в мюзикле «Mamma Mia!», у Сергея Шеховцова за плечами тоже имеется мхатовский опыт. В спектакле Романа Козака «Любовь к Крыму» он в свое время сыграл небольшую, но запоминающуюся роль Ленина. В пьесе Мрожека есть момент, когда ружье, которое висит на стене, неожиданно стреляет и в мирную помещичью жизнь вдруг врывается Владимир Ильич. «Что? Уже стреляли? Нет? Ну, так я подожду!» – комически педалируя картавость вождя, выпаливал Шеховцов и скрывался за дверью, будто и не было. В «Каникулах президента» он играет Палисадова, деревенского стихоплета.
Но опыт в их игре – совсем не чувствуется.Скорее складывается ощущение, будто бы неуверенность дебютанта – Алексея Ягудина сковывает всех остальных. Им всем – как-то неловко на сцене. И публике в зале – тоже неловко. Ягудин, когда ему удается потанцевать, сразу же освобождается. Ну и зрители, среди которых на премьере особенно были слышны реакции друзей и знакомых, – тоже радуются, когда видят, что на сцене как-то нормализуется ситуация.Хоть на минуточку. Надо сказать: Ягудин смотрится даже лучше прочих. Но, к сожалению, удачей его театральный дебют назвать никак нельзя.
По сюжету, вертолет с президентом и «обслуживающим» его писателем терпит аварию, и оба они оказываются вынужденными затворниками, попадают в деревню, где, естественно, его не ждали. Но – рады.
Как признались драматурги в одном из интервью, прототипы имеются почти у каждого из персонажей, не только у президента. В «сглаженной» манере Алексея Ягудина, в общем,можно угадать, какого именно президента имели в виду создатели спектакля.
Ирина Лычагина, которая зачем-то всё это поставила, – не дебютант. В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, например, она поставила оперетту Шостаковича «Москва. Черемушки» (очередное представление – через неделю, 17 июля),еще два ее спектакля шли в Театре наций. Ее, случалось, ругали, но так, чтобы совсем отказать ей в профессии – такого не было. Премьера «Каникул...» повергает в полное уныние.Начинаешь думать: раньше-то умели признаваться в любви. Даже если любви и не было, умели найти слова. Мандельштам вот нашел, Пастернак... Кукольника – уж как его клеймили за то, что безудержно был влюблен в царя Николая Александровича. А ведь и он как-то поизящнее складывал слова. А уж играли как! Ругали «Батум» Булгакова, называя неудачей... Эх, падает, падает планка.