Глянец на службе у молодого искусства.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
Началась I Московская международная биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?». Отныне она будет отсматривать и «вылавливать» наиболее заметных российских и зарубежных художников до 35. Государственный центр современного искусства и Московский музей современного искусства (которые вместе со Stella Art Foundation и организовали все это дело) открыли «сезон», который продлится до конца июля.
Самые крупные из стартовавших проектов – «Pro Это» от ГЦСИ и «Миграция», показанная ММСИ в рамках его ежегодной выставки молодого искусства «Мастерская’08». «Pro Это» «ломает копья» не о том, про что можно подумать исходя из названия, но о проблеме политического высказывания в творчестве. Затрагивается тема труда, образа власти и свободы высказывания, денег, общества потребления и штампов его сознания. Пожалуй, самый смелый и актуальный проект – политические граффити Петра Быстрова с названием «Художник неподсуден». Июльская страница календаря с граффити гласит: «Третьяковка – позор России». «Позором России» бывший министр культуры Соколов обозначил нашумевшую выставку «Соц-арт» в Париже. В контексте нынешних реалий с увольнением из Третьяковской галереи куратора той экспозиции Андрея Ерофеева звучит остро. На соседних листах календаря с одной стороны – граффити об Айдан Салаховой, Ольге Свибловой, Марате Гельмане и, разумеется, Андрее Ерофееве и ура-патриотические призывы за Путина и Медведева – с другой. Вот это совмещение несовместимого и есть самое провокационное высказывание на политическую тему на всей выставке. Неподалеку группа «Конструктор» призывает собрать своего президента из лбов, носов и подбородков звезд от Аль Пачино до Дональда Дака. Получается президент-звезда, которого при этом разыскивают по фотороботу. Дальше совсем расшутились: Белла Шагал членов «большой восьмерки» так и представила┘ фаллическими формами. Забава на уровне средней школы.
Проект «Миграция», подготовленный ММСИ, получился более многогранным и в этом смысле более взрослым. Вопрос «миграции-интеграции» раскладывается по всем возможным смысловым полкам. От сезонного кочевья антилоп гну (Timeless Светланы Беляевой и Дениса Сычева) до китайской миграции в Сибири («Россия» Дамира Аптикаева и «Исход глобального потепления» Татьяны Семкиной с «рисовой» картой мира), а шире – общей экспансии китайской культуры от высокой до ширпотребной. На тему миграции культурной и массмедийной – коллажи городов от Дарьи Усовой. Москва красная: от исконного красного-красивого с неимоверной легкостью перекинувшая мост к китчу и гламуру.
От внешнего – к внутреннему. Проблема внутренней миграции, способности или неспособности к ней: куда можно деться от тотального контроля, когда все ограничивается ленточкой в духе «опасная зона» и двумя «стражами» по краям («Life.ru, или Все под контролем!» Петра Голощапова). Другая возможность внутреннего перемещения – мир сновидений: сгрудились подушки, «буферы» с записями увиденного во сне № таком-то и какими-нибудь поясняющими атрибутами («Лица снов» Марии Ивановой и Ольги Багмановой). И мир воспоминаний – висят, как белье во дворе на веревке, фотографии с видами прошлого, с видами ереванского детства Таты Саркисян.
Наконец, а может быть, как раз стоит с этого начинать – миграция как трансформация, метаморфоза и даже мутация. Связанная прежде всего с формой как таковой, с поверхностью, с которой работает изобразительное искусство. Пикториальные фотовиды Берлина Веры Ундрицовой, размытые донельзя, стремятся стать просто красочной поверхностью. Которая ценна сама по себе и не обременена заложенным в названии Berlin. U1 содержанием. Или видеотанец от Daria Chi: танго преображает тело, экран изменяет и то и другое.
Большая часть представленного вместе с темой миграции подводит зрителя к вопросу самоидентификации. И, что замечательно, вопрос этот ставится в разных формах, от агрессивной до ироничной. А что может быть важнее идентификации и самоидентификации, когда слово берет молодое искусство, на «Стой! Кто идет?» себе и другим способное ответить хармсовским «Смотри-ка, Арина Родионовна, я пришел!»