Сюжеты лучших фотографий мира в Цехе Белого.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)
В Цех Белого в этот раз привезли работы победителей одного из самых авторитетных конкурсов фотожурналистики – World Press Photo 2008. Его итоги по традиции были подведены в феврале в Амстердаме (Нидерланды – родина этих соревнований с 55-го года). Дальше снимки-победители отправились в вояж по свету – правда, на этот раз из российских городов только в Москве можно будет увидеть фотографическую квинтэссенцию из важнейших событий 2007-го.
Вначале было 80 536 присланных снимков и 5019 фотографов, в конце – 59 победителей. Лучшие 200 снимков рассчитались на первого, второго и третьего в номинациях «Повседневная жизнь», «Люди в новостях», «Горячие новости», «События», «Проблемы современности», «Спортивные выступления», «Природа», «Искусство и развлечения» и других, за серийные и одиночные фотографии.
Градус снимков повышается по ходу движения. От «подглядывания» за жизнью в капле морской воды в 15-кратном увеличении (Дэвид Литтшвагер, премия I степени в номинации «Природа») до убийства Беназир Бхутто со сценой взрыва и тем, что за ним последовало – немыслимо буднично валяющимися на улице человеческими останками (Джон Мур, премия I степени за «Горячие новости»). Фотографии оцениваются, само собой, за их остроту, за скрытое внутреннее послание – при этом изображения могут быть технически слабыми, а могут находиться на стыке с арт-фотографией. Одни кажутся совсем обычными, перед другими стоишь в оцепенении. Так, слишком темный и в этом смысле слабый снимок Тима Хезерингтона с американским солдатом в бункере Афганистана признан «Фотографией года» за выражение усталости и надломленности не только отдельного человека, но и всей нации – так утверждают организаторы. А с другой стороны, взявший I премию в номинации «События» венгр Балаш Гарди. Афганская деревня, на руках мужчины раненный во время американской воздушной атаки мальчик (за этим последует объявление джихада): в черно-белом кадре сверкают белки глаз. Тот случай, когда изображение красноречивее любого словесного комментария.
Сразу несколько работ посвящены России. Во-первых, единственный в этом году отечественный лауреат Владимир Вяткин (РИА Новости, премия III степени в номинации «Повседневная жизнь») с портретом Игоря Моисеева с женой. Кроме того, разумеется, портрет Путина работы британца Платона (получил в той же номинации I премию), тот самый, что вышел на обложке «Time», когда Путина объявили «Человеком года». На пресс-конференции Платон на вопрос об отношении к Путину отшутился – дескать, с поклонником битлов он всегда найдет общий язык и вообще Путин «cool». Еще одна российская тема – серия Питера тен Хуупена по легенде о затонувшем граде Китеже (I место за «Повседневную жизнь»).
Если смотреть панорамно, получается следующее. Много тем – война в Ираке и Афганистане, внутриполитические беспорядки в Конго и Зимбабве, проблема насилия, вопрос о женском школьном образовании в Турции, напряженные спортивные моменты, умирающая природа, обычаи отдаленных уголков света┘ Ближний Восток и страны третьего мира – самые напряженные и остро отснятые темы. Итальянские водные аттракционы (картинка «из жизни отдыхающих»), постановочные портреты воинственных американских детей-охотников, геи, скейтбордисты – рядовое отражение рядовых проблем и событий.
World Press Photo определяет во многом ситуацию на международном фоторынке в СМИ, в том числе, очевидно, и рейтинг крупных мировых изданий, фотографы и фоторедакторы из которых могут входить в жюри. Объявлено, что из победителей нынешнего года (их 59) шестнадцать – выпускники мастер-класса имени Джупа Сварта, регулярно проводимого самим же фондом World Press Photo. Есть над чем подумать.