Бобби в КЗЧ.
Фото Виктора Мордвинцева (НГ-фото)
Человек-оркестр Бобби Макферрин выступил в Концертном зале имени Чайковского. С каждым приездом артиста в Москву столичная публика становится все настойчивее и раскрепощеннее. Она потанцевала, подпела и просолировала, и, конечно, упросила деликатного Бобби исполнить Don’t worry, be happy. Зал пел, а Бобби аккомпанировал. Этот трюк артист проделывает не впервые за 20 лет «табу» на свой хит. Но российский слушатель теперь вполне может чувствовать себя исключением.
Его концерт совпал с футбольным полуфиналом чемпионата Европы, и, чтобы слушатели не опоздали к матчу Россия–Испания, решено было проводить выступление без антракта. Бобби, носящему свой инструмент – свой голос в себе, конечно, необходима была пауза-пятнадцатиминутка, все же связки – инструмент капризный, и его надо холить и лелеять. Но артист сделал исключение, несмотря на предельно взвешенную подготовку к концерту: Бобби привез с собой команду звукорежиссеров, техников и свою аппаратуру. Он не надеется, что в России найдутся умельцы, поэтому возит волшебников звука с собой.
Аншлаг. В центре сцены – одинокий стул с микрофоном, в глубине по краям открытый рояль и маримба.
На сцену выходит худой немолодой человек в полинялой темно-синей футболке, джинсах и кроссовках, с африканскими косичками на голове, забранными в узел. В зале гаснет свет, легенда садится на стул, высвеченный «лунным кругом», закрывает глаза, в правой руке микрофон, левая – на сердце┘ Последующие шесть увертюрных минут Бобби окунает публику, воспринимающую первые мгновения с чистого листа и всерьез ожидающую Don’t worry, be happy, как младенца при крещении в купель. Бобби, аккомпанирующий пульсом собственного сердца, завораживает абсолютно нереальным тембром голоса, который сложно охарактеризовать, он одновременно в тонах вибрафона и дудука, например.
Импровизацию Макферрин складывает, расщепляет, гармонизует, перекраивает ритмами, жанрами, делает черт-те что! Но это «черт-те что» – очень ясное, ощутимое и понятное даже тем, кто не оканчивал музыкальной школы. Вы никогда не потеряетесь в импровизациях Бобби, его мелодия, которой он же и аккомпанирует, найдет вас, будь то четко прописанная Ария Баха или чаплиновский Smile. Оттого создается обманчивое впечатление, что в его искусстве нет ничего сверхъестественного, и, подыгрывая этой контрабандно закравшейся в голову слушателя мысли, певец призывает поначалу зал подпеть ему, а потом и просолировать.
Бобби – заботливый музыкант. Он устраивает настоящий утренник для взрослых. Вы думаете, что знаете только первые такты Ave Maria Баха–Гуно? На концерте Бобби вы вдруг неожиданно открываете, что поете без запинки от начала до конца эту арию, нигде не сфальшивив. Конечно, не обошлось без цирковых представлений – рев болида, поиск радиостанций, детский лепет – это тоже в джентльменском наборе певца. Менуэт, рейв, джаз-вальс – Бобби саккомпанировал 30 слушателям, поднявшимся на сцену зала на его вопрос-предложение: «Кто хочет со мной потанцевать?»
Фонд «Музыкальный олимп», постоянный организатор гастролей Макферрина по России, на этот раз вывел к нему на сцену двух московских молодых музыкантов – академического пианиста Алексея Володина и ударника и композитора Андрея Дойникова. Последний, прекрасно известный своими многогранными способностями, удивительно воплотил совместно с Бобби Spain Чика Кориа на маримбе, особенно если учесть, что до этого у них был только несколькоминутный саундтрек. Под занавес Бобби устроил импровизированную пресс-конференцию, из чего мы узнали, что поет он всегда, везде, чего и всем желает. А наш настойчивый слушатель, устами мальчика из зала, упросил Макферрина, 20 лет публично не исполнявшего Don’t worry, be happy, все же подарить нам «песенку про хорошее настроение». В результате один драгоценный куплет зал солировал под голосовой аккомпанемент мастера.