Церемония награждения лауреатов Второго международного конкурса имени Рихтера прошла вчера в Большом зале Московской консерватории. По решению жюри, первая премия не была присуждена, второй был удостоен болгарин Евгений Бажанов.
Как раз решение жюри не присуждать первую премию бурно приветствовали стойко дожидавшиеся в фойе Большого зала окончания обсуждения зрители и журналисты. Дальнейшее распределение премий было более или менее прогнозируемым. Евгения Бажанова, несомненно, одаренного пианиста из Болгарии, считали открытием этого конкурса и внимательно следили за его выступлениями. В отличие от интерпретаций сочинений Шопена и Шуберта в первых двух турах (среди определений было даже «гениально») концерт Рахманинова разочаровал нелепостями трактовки. Третью премию разделили китаец Цзюэ Ван и кореянка Чонъюн Пак. Последняя отличилась очень хорошей школой (ученица Элисо Вирсаладзе, одного из организаторов конкурса), но не более того. Два других ученика Элисо Константиновны – Алексей Зуев и Александр Осминин, продемонстрировавшие стабильность и основательность, стали лауреатами соответственно пятой и шестой премий. Четвертой был отмечен еще один фаворит конкурса – итальянец Фабио Романо, к сожалению, неудачно выступивший в финале.
Все сказанное наглядно демонстрирует особенности конкурсной индустрии последних лет. Талантливые, безусловно, одаренные музыканты, думающие, тонкие, остаются за пределом финала или верхних лауреатских строчек. Причина – элементарные потери: текста, технические и другие. В результате за премии борются исполнители с крепкими нервами и на совесть отделанной программой. Ведь примерно такой же результат показал и прошлогодний конкурс им. Чайковского. На заключительной пресс-конференции, отвечая на вопрос «НГ» о том, не является ли отсутствие первых премий (а значит, музыкантов с глубоким «нутром» и мастерским владением роялем одновременно) у пианистов тревожным знаком, член жюри от Франции Жар-Бернар Помье не дал конкретного ответа, пустившись в рассуждения об истине, красоте и устройстве цивилизации. Зато другой вопрос «НГ» приоткрыл показательный момент в работе жюри: схватка имела место. Однозначно. Вопрос был безобидный и после объявления результатов вполне уместный: были ли участники, с которыми вам было жаль расставаться после первого и второго туров? Оказалось, что среди членов жюри существовала предварительная договоренность выступать не от себя лично, а от имени коллектива, поэтому никаких имен не назвали. Валерий Афанасьев только смог намекнуть на Сергея Каспрова: откровение в первом туре и трагедия во втором, с чем нельзя было не согласиться (о выступлении этого музыканта «НГ» писала в номере от 23 июня). Тем не менее общая картина распределения премий была прогнозируемой и вопросов не вызвала.