Лариса Гергиева видит свою задачу в том, чтобы приобщить к искусству как можно больше молодежи.
Фото Натальи Разиной
Ныне Северный Кавказ ассоциируется у нас в первую очередь с нестабильностью и взрывоопасностью. И основания для этого, к сожалению, существуют. Между тем здесь есть и настоящие очаги культурной жизни, где музы не замолкают ни на каких условиях.
Владикавказ – столицу Северной Осетии – несомненно, можно отнести к их числу. Нынешнюю весну, например, Владикавказ отметил Пасхальным концертом оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. А весь май в столице Республики Северная Осетия был ознаменован III Международным музыкальным фестивалем «В гостях у Ларисы Гергиевой».
Мы попросили бессменную хозяйку фестиваля, художественного руководителя Академии молодых певцов петербургского Мариинского театра и Владикавказского театра оперы и балета Ларису Гергиеву ответить на некоторые вопросы.
– Лариса Абисаловна, прошел уже третий по счету фестиваль «В гостях у Ларисы Гергиевой». Что нынешний взял от предыдущих? Что было нового?
– Нынешний фестиваль существенно расширил свои жанровые рамки. В этот раз была представлена не только музыка. В рамках фестиваля прошли и выставки художников, и творческие вечера современных композиторов.
Благодаря спонсорской поддержке мы позволили себе на этот раз пригласить огромное количество участников – 86 человек.
Фестиваль был беспрецедентным по продолжительности – целый месяц почти каждый день шли концерты и спектакли. Кроме того, впервые на нашей владикавказской оперной сцене выступали зарубежные участники. Например, открывался фестиваль оперой «Евгений Онегин», где партию Онегина исполнил английский баритон из Лондона Гарри Мак-Маги. Между прочим, партию на русском языке он учил целых четыре месяца.
Несомненно, украсил фестиваль ансамбль юных «Виртуозов Якутии». Потрясающим было выступление пианиста-виртуоза из Петербурга Андрея Ивановича, который стал просто любимцем публики.
Безусловно, крупным событием фестиваля стала постановка оперы «Манон Леско» Пуччини, которая по силам только таким крупным театрам, как Мариинка или Большой. В премьере участвовали звезды Мариинского театра и Северо-Осетинского Театра оперы и балета. В заглавной роли выступал солист Мариинского театра и театра Станиславского тенор Ахмет Агади. Это был настоящий триумф классического искусства! Зал рукоплескал и долго не отпускал солистов, хор и оркестрантов. Эта опера просто покорила сердца владикавказцев.
В рамках фестиваля прошла выставка выдающегося, без преувеличения, художника Тумана Джумабаева из Петербурга. Она просто потрясла всех. Этот художник отличается своим узнаваемым почерком и работает на стыке реализма и импрессионизма.
В рамках этого фестиваля впервые прошли мастер-классы – в школах, в училищах и в Колледже искусств имени Валерия Гергиева, где он сам в свое время учился. И, конечно, в нашем оперном театре. Опытные наставники занимались с молодыми певцами из Дагестана, Кабарды, Адыгеи, Краснодарского края, Черкесска.
Завершил программу фестиваля бал, на котором собрались молодые люди, начинающие свою творческую биографию.
– Как встречала публика выступления артистов?
– Мероприятия фестиваля посетило огромное количество зрителей. Залы были переполнены все время. Невозможно было достать билета. Когда фестиваль закончился, многие горожане искренне сожалели, сокрушались: «Как нам теперь без него».
На этом фестивале мы реализовали одну из наших идей. Городских, сельских жителей из самых удаленных уголков Осетии, в том числе из Беслана, привозили на автобусах во Владикавказ. Многие из них вообще впервые в жизни слушали оперу, видели артистов такого высокого ранга. В каждый приезд доставляли 100–150 человек. Разумеется, и дорогу, и посещение театральных площадок они не оплачивали.
Ну и меня лично радует, что фестиваль помолодел.
– Вы являетесь организатором и идейным вдохновителем уже третьего по счету фестиваля. Какую сверхзадачу вы видите перед собой?
– Некогда Владикавказ, тогда в советское время еще Орджоникидзе, был, несомненно, культурной столицей Северного Кавказа. Сюда каждый сезон приезжали великие артисты и музыканты. В городе образовался широкий круг интеллигентной публики, появилось много настоящих меломанов.
Потом, начиная с перестроечных времен, все постепенно куда-то уходило, исчезало. К нам перестали приезжать на гастроли. Оперный театр оказался в полном запустении. Да к тому же в Осетии образовался очаг напряженности – до искусства ли тут было.
Мне очень хочется не просто вернуть Владикавказу утраченный статус, а постараться превратить его в культурную Мекку региона – так и родилась идея проведения фестивалей. Люди изголодались по настоящему искусству. К тому же приезд сюда звезд мирового уровня, таких как Елена Образцова, Владимир Атлантов и других, дает людям ощущение, что они живут не на «культурной окраине» России, а в крупном музыкально-театральном центре.
Знаете, одно время, особенно после трагических бесланских событий, люди без особой нужды старались не выходить из своих домов и квартир. А сейчас владикавказцы стали ходить в театр, во время фестивалей около его здания – толпа желающих попасть на концерт или премьеру: живо общаются, на лицах радостные улыбки┘
Другую свою задачу вижу в том, чтобы приобщить к опере, театру, классической музыке как можно больше молодежи. Несмотря на то что часть современных молодых людей из-за их увлеченности разными модными музыкальными направлениями фактически потеряна для классики, на наших концертах я с радостью вижу много молодых лиц. Значит, это искусство им необходимо.
– Фестиваль – мероприятие масштабное и затратное. Кто оказывал вам финансовую поддержку?
– Несомненно, у нас на Северном Кавказе сегодня проведение таких мероприятий без сторонней помощи немыслимо. Конечно, республика как может участвует и помогает. Но это лишь малая толика. В основном мы рассчитываем на спонсоров.
Хочу поблагодарить Сбербанк РФ, который вот уже третий год помогает нам.
Очень признательна компании JTI, которая в этот раз помимо всего взяла на себя оплату приезда артистов из Санкт-Петербурга во Владикавказ. Вообще с этой компанией у нас отношения уже сложились. Например, была совместная акция Эрмитажа и Мариинского театра вместе с Академией молодых певцов, которой я руковожу, под эгидой JTI. Мы побывали в Липецке и в Ельце, где с большим успехом прошла выставка из коллекции Эрмитажа, а мы дали несколько концертов. Надеюсь, что наше сотрудничество продолжится.
– Фестиваль закончен. Что в ваших творческих планах?
– Осенью исполняется 50 лет Владикавказскому театру оперы и балета. Событие знаковое. Мы хотим продемонстрировать, что театр играет роль доминанты в культурной жизни республики. Валерий Гергиев, выступая в мае в свой юбилей на сцене нашего театра, сказал буквально следующее. Важно, что театр в самые тяжелые времена, когда была война, гремели взрывы, не закрылся, не стал казино, его не продали. И мы все должны помочь ему достойно отметить юбилей. У театра огромные, без преувеличения, планы. И здесь мы очень надеемся на Мариинку, которая считает нас фактически своим филиалом.
В сентябре планируем провести во Владикавказе конкурс молодых певцов имени моего брата Валерия Гергиева. Он, правда, об этом еще не знает.
А следующей весной, конечно, очередной, четвертый фестиваль.