0
1390
Газета Культура Интернет-версия

24.06.2008 00:00:00

На развилке советского искусства

Тэги: музей, манеж, выставка, живопись


музей, манеж, выставка, живопись Куратор выставки Екатерина Деготь решила по-новому посмотреть на советское искусство.
Фото Елены Фазлиуллиной (НГ-фото)

Московский музей современного искусства открыл (правда, несколько непривычно не на своей площадке, а в Новом Манеже) выставку «Борьба за знамя. Советское искусство между Троцким и Сталиным 1926–1936».

Поначалу возникает легкое недоумение. За зданием Госдумы; через некоторое, небольшое, время после 12 июня; наконец, под «вывеской» «Борьба за знамя». При этом куратор – Екатерина Деготь (сочетание ММСИ–Деготь только что громко прозвучало в связи с первой ретроспективой концептуалиста Дмитрия Пригова). Одно с другим не вяжется.

Не вяжется до тех пор, пока не увидишь сами «борющиеся» и «шествующие» под знаменем картины. Символично уже то, что своего рода главный герой, определивший претенциозное (на первый взгляд) название всей экспозиции, – картина Бориса Голополосова «Борьба за знамя» – непарадно прячется за углом. Когда идешь по залу и именно вдруг натыкаешься на эту по-настоящему страшную, почти в духе немецких экспрессионистов, работу, окончательно развеиваются сомнения: это не ностальгия по СССР. Знамя и борьба за него бывают разные. Вот тема, что и находится в фокусе нынешней экспозиции. Ее три основные задачи – показать новаторство и демократизм искусства; его развитие как сходное с развитием актуального искусства сегодня; а также советское творчество в рамках мирового художественного процесса. В общем, амбициозный замысел снять с искусства редко рассматриваемого периода 1926–1936 годов всевозможные штампы. Живопись, фотография, кино и киноплакат за десятилетие (на самом деле чуть дольше – до 1937-го, когда путь террора уже был очевиден), в которое общество и его художественное самовыражение пока находились в своеобразной точке бифуркации с возможностью развития разных дальнейших сценариев. Как известно, в итоге социалистическая пропаганда и правильная картина событий возобладали над дискуссионностью.

Выставка откровенно провокационна. Иначе – концептуальна, а концепция состоит в том, чтобы аргументу по каждой теме («газета», «полет», «труд,» «мы и они», «диспут», «площадь») предъявить контраргумент. В общем, попытаться, пока это еще было хоть как-то возможно, изобразить общую картину плюрализма мнений. Если есть самый что ни на есть официоз, портрет Сталина на трибуне работы Исаака Бродского (который тоже как-то вдруг «сверкнул» красным из-за поворота); есть и знаковые Дейнека, Пакулин и Пахомов, Самохвалов, есть бывший символист Павел Кузнецов, есть Лабас – есть, наконец, ряд малоизвестных имен (тот же Борис Голополосов или Георгий Рублев). И все в одном ряду. Но самое важное, на том и строится тщательно продуманная драматургия выставки, – это пройти своими ногами (в каталоге, к сожалению, структура экспозиции теряется) и лично получить те самые аргументы-контраргументы.

Газета, пропаганда советской реальности, кино, вождь┘ Тема раскрывается разнообразно. Натюрморт с советскими комплектующими – «Уголь Кузбасса» Лукина и незабываемый «Привет XVII съезду ВКП(б)» Машкова, этакая китчевая слащавая (с цветочками) и сладкая (с ягодками) доска почета с вождями и идеологами, с соблюдением иерархии: Сталин, очевидно, из вековечного мрамора, Маркс, Энгельс и Ленин разделили золото, серебро и бронзу соответственно. Вот огромная реконструкция фотомонтажа Лисицкого и Сенькина для международной выставки «Пресса» в Кельне – Ленин, красноармейцы и моряки, спортсменки и крестьяне┘ – все с сознательными лицами, красивые люди красивой страны. Внизу по бокам от этой работы – маленькие фото: друг на друга «смотрят» старуха с колхозного собрания (обычная, усталая, с изрезанными морщинами руками) и бронзовый бюст Ленина, на который взираешь эдак снизу вверх. Или «портрет» будней в том же зале: летчик Водопьянов с газетой «Правда» – Владимира Тягунова. Рядом – фото Бориса Игнатовича – «Чаепитие в Раменском» – мужики с ежедневной газетой «Беднота». Если есть изображение Ленина, то неподалеку будет и немыслимое фото с открытия его памятника, накрытого черным полотнищем.

В другом зале – с темами «мы и они», «диспут» и «площадь» – тот самый сталинский портрет кисти Бродского на задворках. Гораздо виднее – заседания, праздники и демонстрации Лучишкина, Адливанкина или Точилкина, подчас на манер наива. Или совсем уж «примитивный» «Первый трактор на Украине» Георгия Рублева – с настойчивостью Матисса в цветовой палитре. Все это – уже советские, еще не соцреалистические художественные реалии. Пожалуй, наименее интересен зал «труда»–«полета» – и именно потому, что в нем уже чувствуется, как в середине 30-х происходит все более очевидный наплыв картин на заданную тему – железнодорожные пути, заводы и самолеты стройной чередой больших форматов. Уже много работ, подписанных 37-м. Уже закручиваются гайки принятых правильных норм.

Вот такую историю рассказали, можно сказать, на задворках Госдумы. А зритель пусть сам смотрит, сопоставляет и решает, какие тогда могли быть пути у советского искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1149
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
707
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1382
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1362

Другие новости