0
996
Газета Культура Интернет-версия

17.06.2008 00:00:00

Триумф воли

Тэги: концерт, балет, юбилей


В минувшее воскресенье в Большом театре завершился фестиваль в честь 100-летия Марины Семеновой, начавшийся в день ее юбилея 12 июня. В программу фестиваля вошли балеты, в которых великая балерина прославилась и доныне осталась непревзойденной.

В «Лебедином озере», «Баядерке» и «Раймонде» выступили Светлана Захарова, Андрей Уваров, Надежда Грачева, Николай Цискаридзе, Мария Александрова, Галина Степаненко. Были и поздравления президента, и официальные телеграммы, но все это отшумело 30 мая (Марина Тимофеевна предпочитает отмечать день рождения по старому стилю). Венчающий же фестивальные торжества парад звезд Большого и Мариинки «Семенова-гала» прошел строго и без помпы. Вполне в стиле семеновском. Вывести формулу этого стиля пытаются с тех самых пор, как в 1925 году выпускница Ленинградского хореографического училища взбудоражила танцевальный мир. Шестнадцатилетнюю Семенову назвали «Тальони ХХ века». Правда, позже называли и трактором. «Не по громоздкости, – смеялась она, – а по силе». А на приемных испытаниях на бледную худышку из многодетной семьи не взглянул никто из экзаменаторов. Кроме одного – однофамильца Марины, премьера Мариинского театра Виктора Семенова, который станет не только ее крестным отцом, но через несколько лет и первым мужем. Крестной матерью в искусстве для будущей примы была Агриппина Ваганова. Только Ваганова в разгар борьбы с формализмом могла печатно заявить: «Совершенство форм – главная красота наших старых балетов». Воплощением совершенства классики стала ее любимица. Ликующий, виртуозный и гармоничный танец Семеновой как ничто, быть может, воплощал имперский миф о новом человеке. Гордом, свободном – самостоящем. С ее именем связывают рождение эстетики героического танца. «Блондиночка, очень миниатюрная, с маленьким личиком, ничем не выдающаяся, своим наружным видом даже, можно сказать, скорее невзрачная». Это о Семеновой, какой Ваганова увидела ее в первый раз. «Превосходная фигура, исключительно выразительные руки, <┘> благородная посадка головы и плеч, царственность поз и движений». Такой спустя годы первую ученицу Вагановой увидел Федор Лопухов.

Такой должна была быть первая балерина лучшей в мире страны. После феерических сезонов в Ленинградском театре оперы и балета (уникальный случай: минуя кордебалет, она сразу стала солисткой, исполнив едва ли не все ведущие партии классического репертуара) в 1930-м Марину Семенову перевели в Москву. У ее ног Луначарский, Алексей Толстой и весь МХАТ во главе с Немировичем. Всеобщее преклонение, меха, бриллианты, кремлевские приемы. Разговоры: сталинская любимица. В середине 1930-х гастроли в Париже. На сцене Гранд-опера Семенова танцует «Жизель» с Сержем Лифарем. Среди поклонников – Михаил Ларионов, Стефан Цвейг... Но русская судьба – не американская мечта. У нас богиня, недосягаемый идеал, в одночасье став членом семьи врага народа (ее второго мужа дипломата Льва Карахана расстреляли в разгар сталинского террора), приготовила чемоданчик на случай ареста, завязалась в узел и работала, выковывая характер, вошедший в легенду. Ваганова учила: не слушай, что говорят вокруг. Она не слушала. Никого не предавала, ничего не подписывала. Не снимала со стен фотографии исчезавших друзей. Захотела родить – родила. Как ни пугали. А в 1952-м Семенова решит: шоу больше не должно продолжаться. И снова будет работать. Выковывать чужие характеры и таланты. В Московском хореографическом, в ГИТИСе и полвека – в Большом театре. Ее ученицы – цвет и слава русского балета: Майя Плисецкая, Нина Тимофеева, Марина Кондратьева, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова, Нина Ананиашвили. Она покинула пост в 96. Быть на гала в честь своего 100-летнего юбилея не смогла. Но парад «Семеновского полка» (так называют себя ее многочисленные ученики) принимал «семеновский взвод» – дочь, внуки, правнуки.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
815
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
919
Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Патриарх Кирилл подверг критике различные проявления чуждых для русского православия влияний

Андрей Мельников

0
565
Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

Советник председателя ЦБ Ксения Юдаева покинет Банк России

0
663

Другие новости