Пригласили артистов разных театров, составили разноплановую программу, классические шлягеры дополняли современные номера. В общем, подошли со всей ответственностью.
Разумеется, желания не всегда совпадали с возможностями. Чтобы браться за «Классическое па-де-де» Обера–Гзовского, надо иметь железные ноги. Денис Матвиенко продемонстрировал феноменально легкие поддержки. Дальше пошло сложнее. У Анастасии Матвиенко, которая тоже, конечно, участвовала в гала-концерте, не слишком быстрые ноги и не вполне аккуратные связки между движениями. Да и у самого героя вечера танец тоже оказался несколько смазанным. Далее, впрочем, он разыгрался. Рядом с украинской Кармен Еленой Филипьевой – маленьким фантастическим существом с углами плеч и улыбкой отравительницы, Хозе - Денис Матвиенко двигался, словно загипнотизированный. В дивертисментном номере «Диана и Актеон» он сыграл характер. У этого Актеона энергетика жеста, точность позировок и античное – не звериное достоинство. Екатерина Осмолкина из Мариинки в своей коронной партии не охотница, а легкая изящная нимфа. А для сольного выступления Денис Матвиенко выбрал нуреевское соло из «Спящей красавицы», проявив способность находить компромисс с любой хореографией.
Разумеется, в концерте исполнительский уровень не мог быть равномерным. Иностранный десант представлял дуэт из «Арлезианки» – в Парижской опере тоже есть маловпечатляющие солисты, не способные держать танцевальные паузы. К тому же Ролан Пети норовил ставить танцы для выразительных ног. Пара в «Корсаре» ничем не разрушила стереотип среднеамериканского балета. Еще был Раста Томас, которого в качестве выпускника своей американской академии Олег Виноградов (ныне приглашенный балетмейстер Михайловского театра) аттестует как международную звезду. Показал все тот же интермедийный «Полет шмеля», с которым несколько лет назад втиснулся вне программы в гала Мариинского фестиваля. С тех пор номер изменился мало – и не в лучшую сторону. А когда дело дошло до постановки с музыкой Майкла Джексона, то здесь артист и вовсе проиграл по всем статьям: певец Джексон двигается несравнимо пластичнее и танцует интереснее.
Главным выразительным событием, как и следовало ожидать, стал дуэт из «Дамы с камелиями» Ноймайера в исполнении гамбургского дуэта Сильвия Аццони–Александр Рябко. Артисты этого театра так умеют сыграть танец, так прожить сценическую историю, что впору возрождать драмбалет. Баланчинское па-де-де у мариинских артистов получилось почти столь же слаженным, но исключительно в танце.
Статусный вес концерту придавала Светлана Захарова. Прима вышла в черном и красном. В «Черном» Захарова продолжила освоение «хай-тековых» пластических направлений. Андрей Меркурьев – безупречный партнер и удачное приложение. В финальном па-де-де из «Дон Кихота» Захарова была в красном – и очень старалась сыграть испанский темперамент. Но в дуэте ощущался нелегкий характер примадонны. Впрочем, и Денис Матвиенко при всех своих технических достижениях никак не шампанское – максимум белое сухое.
А самым удачным номером у премьера Михайловского балета получился излюбленный номер на музыку Radiohead – Radio and Juliet, который на этот раз был более чем всегда – о любви. Обычно малоэмоциональная Анастасия Матвиенко светилась счастьем. Согласованность движений и направленности чувства партнеров, точное настроение сделали исполнение номера маленьким шедевром. Финал – только так – взяться за руки и замереть.
А завершал концерт привычный штамп подобных мероприятий: парад-алле участников, в мельтешении которого уже ничего от искусства, а цирковая повинность. И высыпанные на участников с колосников блестящие конфетти. Как будто недостаточно танцевального блеска.
Санкт-Петербург