Среди вопросов, которые инициировал XII Петербургский международный экономический форум, появились посвященные российской культуре. В преддверии Форума был запущен пилотный проект под названием «Русское искусство».
В течение пяти дней на роскошном теплоходе, совершавшем рейс из Стокгольма в Санкт-Петербург, юные музыканты, художники и танцоры, их руководители, представители законодательной власти, духовенства и прессы находились в непрерывном творческом процессе: череда концертов сменялась бурными дискуссиями за круглым столом. Инициаторами и организаторами нового проекта стали оргкомитет форума, Министерство культуры РФ, Комитет по культуре Санкт-Петербурга, департамент культуры Москвы и ФГУП «Госконцерт».
В этом году проект носил во многом благотворительный характер. Талантливым артистам подарили настоящий праздник: впечатления от увиденного во время пятидневного путешествия на теплоходе с заходом в Копенгаген и на немецкий остров Рюген (здесь все стали свидетелями настоящего шторма) переполняли не только детей, но и взрослых. В будущем, конечно же, планируются концерты и творческие встречи с представителями разных стран, что должно укрепить имидж России как культурной страны за рубежом. Разумеется, для этого необходимо тщательным образом отбирать участников – в нынешнем году, к сожалению, было много случайных коллективов, не претендующих ни на особый талант, ни на будущее в искусстве (в особенности когда речь идет об эстрадном направлении), ни тем более на право представлять культурную элиту страны. Тем более что другая цель нового проекта – привлечение биснес-элиты для вложения средств в развитие молодых талантов.
Данную тему подняла в беседе с прессой Елена Драпеко – заместитель председателя комитета по культуре Государственной Думы. Одна из насущных проблем комитета, которая, по словам Елены Григорьевны, постоянно обсуждается, – разработка системы финансирования культуры, в том числе соотношение государственных и частных вложений. Другой вопрос, который подняла Драпеко на форуме, – опасность разрушения выработанной в прошлом веке безупречной системы художественного образования, причем с нижнего этапа. Комитет по культуре Госдумы разрабатывает поправки в закон об образовании, согласно которому сейчас музыкальные, художественные и балетные школы попали в систему дополнительного образования (то есть по статусу приравнены, скажем, к курсам кройки и шитья). Как следствие – уменьшение количества часов для занятий или отмена регулярной проверки знаний (экзамены и контрольные работы) и угроза резкого снижения качества обучения. В такой системе рассчитывать на появление талантливого ребенка, конечно, можно, но вот на развитие этого таланта – однозначно нет. Поэтому комитет по культуре голосует за переведение подобных школ в статус специальных учебных заведений.
Затрагивался на круглом столе и вопрос оплаты труда педагогов и работников культуры: эта тема, по словам Елены Драпеко, уже находится в поле зрения Государственной Думы.
Участники коснулись и проблемы удержания в России талантливой молодежи, которая, получив прекрасное образование, стремится уехать за рубеж. Присутствующие пришли к выводу об острой нехватке в России продюсерских организаций, которые занимались бы продвижением добившихся определенных успехов молодых музыкантов (художников, артистов и т.д.). Сегодня часть этих функций взяла на себя Московская филармония, но ее одной на всех звезд, к сожалению, не хватает.
Все обозначенные вопросы и проблемы были сформулированы в обращении к участникам форума, зачитанном на одном из его заседаний. Это обращение, венцом которого стало настоятельное пожелание вывести российскую культуру на уровень национального проекта, кроме Елены Драпеко подписали ректор Музыкального института им. Ипполитова-Иванова, президент фонда «Русское исполнительское искусство» Валерий Ворона (художественный руководитель проекта), композитор Лора Квин и другие участники круиза.