Наконец наметилась определенность в невнятном положении с руководством Мариинским балетом. На время отпуска, в который отправился завтруппой Махарбек Вазиев, и.о. назначен Юрий Фатеев. Новый руководитель имеет все шансы после того, как отпуск Вазиева перейдет в увольнение, утратить эту приставку. Хотя сколько все будет тянуться – неизвестно. Помнится, бывший главный балетмейстер Олег Виноградов уходил несколько лет.
После американских заявлений Валерия Гергиева о том, что руководить пригласят звезду, Юрий Фатеев кандидатура неожиданная. Хотя свалившееся на него руководство гастролями повод для предположений давало. Но тогда еще в запасе оставались другие надежды. Теперь Гергиев должность балетного худрука в виде, например, своего заместителя по балету, готов завести, только не иначе, как для хореографа вроде Алексея Ратманского (других вариантов просто нет). Правда, этот поезд ушел ровно столько лет назад, сколько Гергиев ищет «молодого Григоровича».
Юрию Фатееву перспектив художественного руководства не обозначено. Может, потому, что не звезда – у него ни званий, ни наград. Ни высшего образования – но поскольку его можно заменить званием, то представление, надо полагать, не заставит себя долго ждать (так же, как в свое время у Вазиева). В артистическую бытность стабильно исполнял небольшие партии. Не числился виртуозом, но техникой и академизмом отличался. Такого стиля и манеры, с которыми он танцевал партию Золотого божка в «Баядерке», после него нет. А в «Тщетной предосторожности» его гротесковый Ален беспардонно «перетанцовывал» главного солиста. Особого актерства за Фатеевым не замечено, но играл он с чувством меры. В репетиторской работе Фатеев тоже не числится звездой, хотя в его классе появляются почти все ведущие исполнители и звезды-гастролеры. Он профессионал - этого достаточно (и немало). Его уроки считаются «американизированными». За ним закреплен огромный баланчинский репертуар, он репетировал современные балеты. Хотя, кажется, если у него появится возможность, он займется классикой – столь же спокойно и профессионально. «Звездный всплеск» Фатеева – работа в проекте «Короли танца». Похоже, этот американский проект и стал стартовой площадкой для нынешнего руководящего поста.
Что должно измениться? Фатеев не замечен в эмоционально-настроенческих всплесках. Он корректен в общении. К его авторитету прислушиваются, ему нет необходимости самоутверждаться, как нет необходимости «расчищать поле» вокруг себя. Он умеет ставить задачи и находить пути их решения – осталось эти навыки перевести в другое измерение. Поддерживать труппу в стабильном состоянии Юрий Фатеев сумеет. «Новой метлой» не будет, поскольку «кавалерийские атаки» несовместимы с педагогическими навыками. А вот совмещать руководство труппой и репетиторскую работу вряд ли удастся. И это проблема, поскольку на состоянии труппы прекращение его работы в этом качестве отразиться несомненно. В этом главный недостаток нового руководителя.
Позитивного в скандале то, что Валерий Гергиев заметил: балет не может существовать в положении сироты при живых родителях. Продемонстрировал готовность к диалогу (Махарбек Вазиев нередко не мог добиться встречи с худруком-директором для решения текущих вопросов, что тоже повлияло на решение об уходе). Новых репертуарных планов пока не возникло. Есть надежда, что, обжегшись на балетах Шемякина и «Золотом веке», Гергиев будет осторожнее. А беспокойство, что артисты заглядывают на другие сцены, вполне разделял и Вазиев - при возможности. Ведь не каждую звезду есть возможность приструнить, они могут и пожаловаться. В отличие от остальных – а им как раз от «характера» прежнего заведующего доставалось по полной (да и с зарубежными звездами нередко возникали недоразумения). В наследство Юрию Фатееву осталось непростое положение в репертуаре и иерархии артистов (Вазиев перед уходом позаботился о перестановках).
Пока же труппа переживает последствия безвластия. То оркестр забудет, что ему играть в спектакле. То заявленную в спектаклях фестиваля звезду регулярно заменяют. А первой ласточкой новых веяний стал Форсайт - его балеты в афише сменил «Дон Кихот». Оно и понятно: Гергиев теперь считает себя открывателем не Форсайта, а Ратманского. Да и артистам нет теперь необходимости под зорким взглядом завтруппой заверять, что они без этих зубодробительных балетов жить не могут.