Второй концерт музыкального форума «Симфонические оркестры мира» продолжает сложившуюся за три года традицию: место в Колонном зале наравне с зарубежной оркестровой элитой делит российский коллектив (правда, Москва из списка заранее исключена). До этого приглашались Новосибирский симфонический и Уральский филармонический, сейчас пришло время для Ростовского академического симфонического оркестра под управлением дирижера Юрия Ткаченко.
Концерт Ростовского коллектива шел вслед за выступлением Бамбергского оркестра из Германии. Немцы, как положено, сыграли немцев, сейчас россияне представили русских композиторов: открыли сюитой из балета «Жар-птица» Стравинского, закончили «Божественной поэмой» Скрябина. Цветы дирижеру Юрию Ткаченко поднесли сразу, как только он появился на сцене. Сорокачетырехлетний дирижер возглавил оркестр полтора года назад. Говорят, что сразу устроил прослушивание-отбор: достойным – место в оркестре, недостойным – не место. За плечами Ткаченко обучение у Ильи Мусина и Арнольда Каца, работа ассистентом Владимира Федосеева и самостоятельное плавание с различными достойными коллективами. Зал был полон, но надо заметить, что заинтересованных слушателей дополнили, очевидно, приглашенные пенсионеры. И подчас их было слышно больше, чем действо на сцене: кто-то постоянно кашлял, что-то ронял, ходили-выходили, громко восхищались и также громко что-то обсуждали. Зато все они не скупились на аплодисменты, на продолжительное «Браво!» после каждого сочинения. Если в первом отделении к подобному проявлению слушательских эмоций относишься со скепсисом (настолько Стравинский был апатичным), то после второго, где музыка Скрябина обрела пульсацию, хотелось поддержать хор восторженных голосов.
С сюитой Стравинского «Жар-птица» Ростовскому оркестру справиться априори было тяжело: наш слух заклеймен фирменным исполнением Валерия Гергиева с оркестром Мариинского театра. Но дело даже не в этом. «Жар-птица» – музыка нарядная, сказочная, исполнительская инициатива должна здесь бить ключом, настолько она пышет образами. И «Танец Жар-птицы», и «Хоровод царевен», и «Поганый пляс» – это было вяло, распадалось на отдельные фразы, красота лирических моментов страдала от прямолинейного звука. Из положительного в первом отделении надо отметить дисциплинированность оркестра, с солдатской точностью следующего за жестами дирижера, пытающегося хоть как-то вывести музыкантов из исполнительской апатии. То ли волнение так сковало Ростовский оркестр, то ли не хватило репетиций (что вряд ли).
Вступая во второе отделение, где ожидалась скрябинская «Божественная поэма» (симфония № 3), с некоторым слушательским опасением, было действительно радостно обнаружить совсем другую картину: струнные объединенно запели, духовые выстроились в четкий и мускулистый ансамбль. Скрябин, несмотря на всю его замысловатость и фантазийность программ, в свои молодые годы писал сочно, красиво и гармонично. Интенсивность, экспрессия, то, чего так не хватало в Стравинском, наконец-то проросло в Скрябине. Было не только слышно, но и видно, как окрылился отзывчивостью своих подопечных Юрий Ткаченко, выводящий партитуру на качественный исполнительский уровень своей активной жестикуляцией. Его «Божественной поэме» чуть-чуть недоставало оформленности и гибкости фраз, особенно в первой части, когда главная партия слышалась немного «по слогам». Зато в благодарной акустике Колонного зала, где звук набухает сам по себе, знойно распускались кульминации и тишайше трепетали сокровенные моменты.
Хочется добавить, что даже искушенный московский слушатель вовсе не сноб. Он отлично понимает, что Москва – это музыкальная столица исключительно России, сколько бы наш слушательский опыт ни обогащали приездами ведущих оркестров. Мы, силами буквально трех столичных коллективов, если и можем вписаться в мировой рейтинг, то только в тридцатку. И гастроли, и выступления профессиональных столичных коллективов в мировых оркестровых центрах – это примерно то же самое, что выступления достойных провинциальных коллективов в Москве, – экзамен с заведомой долей снисхождения и понимания. Поэтому, когда оправдываются не худшие ожидания, а лучшие представления, это всегда радостно.
Так что своего рода экзамен ростовчане достойно выдержали. Не зря так усиленно готовились: Ростовской филармонии из бюджета выделили десять миллионов рублей на покупку новых инструментов для оркестра. Правда, говорят, что струнной группе их так и не досталось. Это было, к сожалению, слышно. Возможно, когда достойными инструментами завладеют хотя бы первые пульты скрипок, альтов, виолончелей, глядишь, тогда действительно воспарит скрябинская «Божественная поэма» и будет по-настоящему ухать «Поганый пляс Кащеева царства» Стравинского.