0
1725
Газета Культура Интернет-версия

05.06.2008 00:00:00

Из частных рук – для общего просмотра

Тэги: выставка, икона


В Хлебном доме в Царицыне открылась выставка «Русские иконы из собрания М.Е.Елизаветина». С XIV до начала XX века глазами икон. 180 произведений, которые позволяют увидеть разные школы и традиции иконописи.

Говорят, это крупнейшая (или одна из) на сегодняшний день частная отечественная коллекция русских икон. Михаил Елизаветин (сделавший состояние в строительном бизнесе) иконы начал собирать, как он сам рассказывает, почти полвека назад. Это не единственное его увлечение (среди другого можно назвать, к примеру, коллекционирование предметов искусства Востока), но, по-видимому, самое страстное. К тому же это первая столь масштабная выставка-презентация его собрания. До того было участие в выставках Музея им. Андрея Рублева «Крест – хранитель всея вселенной» (2006) и «Шесть веков русской иконописи. Новые открытия» (2007), а также в недавней мартовской экспозиции в Третьяковской галерее «Возвращенное достояние» (показывали вернувшиеся из-за рубежа в Россию иконы директора Частного музея русской иконы Михаила Абрамова, Михаила Елизаветина и Сергея Ходорковского).

Всего в собрании Елизаветина около четырех сотен икон. И хотя на выставке представлена только половина, цифра все равно получается внушительная. Научные кураторы выставки и составители изданного к ней буклета (осенью ожидается выход полного каталога коллекции) Энгелина Смирнова (профессор МГУ, доктор искусствоведения), Наталья Комашко (ученый секретарь Музея им. Андрея Рублева) и Александр Преображенский (преподаватель МГУ, кандидат искусствоведения) отметили жемчужины собрания, которые могли бы составить честь любому музею. Здесь прежде всего два «Сошествия во ад» XIV века – самые древние во всей коллекции (одно из них – совсем недавнее приобретение из Швейцарии). Затем – очень качественные образцы новгородской школы эпохи расцвета иконописи XV века: «Преображение» или «Богоматерь Одигитрия» (типа Грузинской). Кроме того, некоторые житийные иконы – например, «Чудо Георгия о змие», от которого – что редкость – дошла точная дата (1679). XVII век выдает себя обилием деталей и прихотливостью рисунка. Наконец, Елизаветину повезло иметь у себя работы знаменитых мастеров – Назария Истомина (принадлежащего к прославленной Строгановской школе) и Симона Ушакова (из московской Оружейной палаты). С именем последнего связывают в первую очередь объемную трактовку ликов – что меняет традиционный иконописный язык и переводит это искусство на новый этап, устремленный уже в следующий век. Как видно, список обративших на себя особое внимание произведений довольно обширный (и он еще не полный).

В целом в огромной экспозиции отражены новгородская и псковская школы, иконопись Москвы, Ярославля, Костромы и Ростова, а также активизировавшихся в XIX столетии Палеха и Мстеры (они связаны преимущественно с культурой старообрядцев). Каждая школа – со своими особенностями, со своим лицом-ликом. Христианская история предстает в традиционных сценах, причем те или иные необычные детали акцентируют разные смысловые грани изображенного. Предстает также и в необычных, новых сюжетах (например, в житийных циклах). Предстает по-разному: и тонким рафинированным, и несколько примитивным грубоватым письмом. Типы фигур и ликов, колорит и сам выбор сюжета - отражение традиций конкретной школы и заказа определенного храма.

Как и во многих музеях, основную часть коллекции составляют иконы начиная с XVII века, древних памятников гораздо меньше, и это обычная ситуация. Совсем нет домонгольских образцов XII столетия. Жаль, но таких икон в принципе очень мало, и они, как говорится, наперечет. В любом случае, то, что удалось собрать, и тот достаточно большой процент не просто хороших, но очень качественных вещей – это удача. Сегодняшняя выставка объединила разные памятники, в том числе и те, которые были вывезены из страны и вернулись обратно, которые в итоге, как надеются организаторы, найдут свое место уже на страницах истории искусства. Время рассудит. А пока остается ждать создания музея, о котором мечтает сам Елизаветин. Его коллекция не будет распродаваться – она должна оставаться целостной и доступной зрителю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1481
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1690
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1793
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4114

Другие новости