Вышел в свет очередной – июньский – номер «Станиславского». Тема номера – отдых. Герои – Максим Суханов, Галина Волчек, Нина Ананиашвили, Юрий Соломин, Виктор Сухоруков, другие замечательные люди театра и не только. В этом номере «Станиславский» начинает новый проект – «Первый кадр», в котором только-только окончившие театральную школу актрисы и актеры примеряют костюмы и роли, намечая будущую свою судьбу, заглядывая в это самое будущее. Об отдыхе рассказал корреспонденту журнала и ведущий актер Театра Табакова Сергей Угрюмов.
– Некоторые говорят, что человек творческой профессии не нуждается в отдыхе. Вся его жизнь – сплошной отпуск, путешествие в мир фантазий. А вы как считаете?
– Вообще-то от любимой работы не устаешь. Поэтому, когда заканчивается сезон в театре, я принимаю какие-то предложения о съемках. Лучший отдых – это работа. Я заметил, что самый удачный отпуск бывает после хорошо сделанной работы. Тогда полнее ценишь каждую минуту отдыха.
– На отдыхе приходят в голову творческие идеи?
– Бывает, что важные решения и находки приходят во время уединенной прогулки на природе. Я словно бы аккумулирую всю гармонию вокруг. Внутри открываются чакры. И тогда бог знает что может в голову прийти. Ты отпускаешь себя: пробуешь новую интонацию, разговариваешь сам с собой, кривляешься, кричишь. Это и есть такая скрытая работа над образом. Иногда даже восприятие пьесы меняется, когда перемещаешь себя в пространстве: дома оно одно, а где-нибудь на лужайке – другое. Наверное, это и есть актерская лаборатория, когда ты ищешь оптимальное состояние для творчества.
Есть правильное выражение «вынашивать образ». Это требует времени и сосредоточенности. Ведь на репетиции надо уже выдать какой-то результат.
– Есть места, где вам хорошо?
– Мне очень нравится традиция Дома актера первые выходные июня проводить в Доме отдыха на озере Сенеж. Приглашают актеров из разных театров, устраивают капустники. На следующий день – соревнование по ловле рыбы. У всех желание выиграть, но, конечно, профессионалов этого дела не превзойти. У меня пока статус любителя.
Мне как раз интересно окунуться в такую актерскую среду, когда все раскрепощены в непринужденной обстановке. Отдельное спасибо Маргарите Эскиной и Вике Кудрявцевой, что так здорово придуман досуг для людей творческих профессий.
– Не устаете все время вариться в одной среде? Некоторые любят менять компанию на отдыхе.
– Люблю вариться в актерской среде. Во время работы не хватает времени для полноценного общения. Я добираю это на отдыхе – мы обсуждаем события в театре и кино, рассказываем какие-то истории. Я в основном люблю слушать. Все складываю в свою актерскую копилочку.
Я заметил, что в незнакомой компании какое-то время уходит на то, чтобы найти общий язык, чтобы сложился коллектив. И если я в компании, то хочу, чтобы между нами было уже все выяснено. И если я молчу – чтобы ко мне никто не приставал: «У тебя настроение плохое? Случилось что-нибудь?» Я уже придумал для себя отговорку: «У меня фамилия такая». В своей компании все уважают мою привычку какое-то время помолчать, понимают, что у меня такой способ общения.
– Вы так много играете людей авантюрного склада. Сами склонны к авантюрам? Может быть, играете на деньги?
– Нет. Я понял, что все игры на деньги для меня заканчиваются неудачно. Начиная с лотерейных билетов и заканчивая игрой в карты. Очевидно, игры на деньги – это не моя стихия. Частенько мы с ребятами собираемся поиграть в бильярд. Мы друг друга знаем. У нас давние счеты: если в прошлый раз он меня обыграл, значит, надо взять реванш.
– Сейчас актеры все меньше занимаются экстремальным спортом – боятся рисковать, ведь можно надолго выйти из строя, подвести свою команду в театре. Вы это замечаете?
– Напротив. Я с удивлением наблюдаю, как мои коллеги боксируют друг с другом на ринге в рамках телевизионного шоу. Все-таки профессиональные спортсмены реальнее представляют риски и систему защиты от травм. А здесь дилетантизм может выйти боком. Ну да, пиар-акция. Наверное, она нужна. Тебя увидят все. Увидят, как тебя бьют по голове. Что в этом хорошего?
– Что для вас идеальный семейный отдых? Ваши с женой вкусы совпадают?
– Ей нравится вкус моих шашлыков. Я их делаю очень просто: перец, лук, соль и все.
– И все?
– И еще, конечно, свежее мясо. Мы живем рядом с Битцевским парком и выходим туда на шашлыки.
– Как ребенок понимает отдых?
– Сыну восемь лет. Ему нравятся подвижные игры. Он чувствует во мне игровую природу и ценит меня как партнера для игр в войну. Я могу их обставить интереснее, чем его сверстники. Когда я свободен, он меня сразу ангажирует. Еще он любит, когда мы всей семьей ездим в Турцию. Обычно выбираем одно и то же место. Зачем экспериментировать, если нашел что-то хорошее?
– Мы начали разговор с темы отдыха. Логично было бы спросить: «От чего устаете?» Какой спектакль отнимает больше сил?
– Много сил и энергии отнимает спектакль «Лунное чудовище». Это непростая история одной семьи. Трудный путь поиска гармонии друг с другом. История любви, история геноцида армянского народа. Эту пьесу невозможно играть в полсилы.
Но в финале я переживаю такой подъем сил – как вдох после задержки дыхания. И кажется: все, что затратил, вернулось к тебе обратно. Иногда я думаю: а смог бы я хорошо сыграть подряд два спектакля? Где граница моей выносливости?
Для такого спектакля мне просто необходимо полноценно восстанавливать силы. Чтобы рассказывать эту историю достойно.