В Колонном зале Дома союзов открылся Третий фестиваль симфонических оркестров мира. Без лишней помпы, вступительным немногословием отличились конферансье Святослав Бэлза (он представил оркестр и программу), устроитель фестиваля – директор Ассоциации руководителей симфонических и камерных оркестров России Лолита Сильвиан (вызвавшая словами «Мы – юный фестиваль, но уже удостоились поздравлений от двух президентов» шум одобрения в зале), и советник президента Юрий Лаптев, зачитавший те самые приветственные слова от Дмитрия Медведева.
Старт музыкальному форуму дал немецкий коллектив – Бамбергский симфонический оркестр под управлением англичанина Джонатана Нотта.
За восемь лет плотной работы с оркестром Нотт придал звучанию коллектива, ведущего историю с 1946 года, индивидуальную окраску. Немецкий романтизм, составивший программу, послужил хорошим плацдармом для представления лучших сторон оркестра. Правда, в первом отделении Вторая симфония Иоганнеса Брамса казалась чересчур увесистой и повествовательной, то и дело прорезалась нестройным ансамблем духовых. Зато второе отделение стало звездным часом (даже часом пятнадцать) немецкого оркестра.
Третья симфония Брукнера, уже одним своим посвящением Вагнеру вводящая в подобие обморожения чувственности и торжества чистого разума, у оркестра, следующего за показательными и гибкими жестами Нотта (дирижировавшего, кстати, оба сочинения наизусть без партитуры), вылилась в живое музыкальное действо. Скинув оковы давящей монументальности и эпики брукнеровских глыб-повествований (тут вспоминается случай на премьере симфонии в с70-х годах XIX века, когда ползала покинули концерт, не дослушав до конца), Бамбергскому симфоническому, освоившемуся в акустике Колонного зала, удалось, не теряя движения в чутко облюбованных контрастных моментах-остановках, четырехчастный цикл уложить в единое событие.
То ли дело в том, что это сочинение оркестр уже выпустил четыре года назад на CD, то ли симфония Брамса в первом отделении была представлена нам как преамбула к брукнеровской, но кульминацией вечера стала именно последняя, где к месту было характерное медово-тягучее звучание всего коллектива. Короче говоря – удалось.
Поскольку в афише фестиваля, по замыслу организаторов, должны соседствовать не только мировые знаменитости, но и отечественные провинциальные оркестры, то следующий концерт отдан российскому коллективу: Ростовский академический оркестр представит программу из сочинений Скрябина и Стравинского. Далее будет Симфонический оркестр Шведского радио, два концерта даст Королевский филармонический из Лондона, а 12 июня увенчает фестиваль выступление Объединенного российского симфонического оркестра (ОРСО) и Валерия Гергиева. На суд слушателей вынесут мировую премьеру Шестой симфонии Алексея Рыбникова.