Московская консерватория запускает третью абонементную кампанию: тридцать три концертных цикла охватывают большие имена и всю жанровую палитру – от фольклора и старинной музыки до джаза и самых новейших опусов.
«Проект «Абонементы Московской консерватории» для России – уникальный случай, не имеющий пока аналогий», – отмечает ректор МГК, профессор Тигран Алиханов. Конечно, организация самостоятельной концертной жизни, выходящей за рамки классных вечеров согласно требованиям учебного плана, для учебного заведения – дело непростое. Стоит заметить при этом, что ни одна из других российских консерваторий не обладает даже малой толикой возможностей Московской консерватории (ну разве что Петербургская): три роскошных зала с двумя органами, во-первых, и лучшие российские музыканты (реально, то есть педагоги и выпускники, и потенциально, то есть студенты и аспиранты), а также собственные коллективы, во-вторых. Остается приложить менеджерский талант и немного фантазии – и дело в шляпе.
Однако случай, уникальный для консерваторий, уникальным для Москвы, конечно, не назовешь: сравнения с Московской филармонией и Домом музыки неизбежны, и консерватория их, конечно, проигрывает. В особенности отлаженной и развивающейся с арифметической прогрессией филармонической системе – и по количеству, и по качеству: все-таки консерваторские возможности ограниченны, здесь нет продюсерских отделов филармонии и Дома музыки, а значит, нет возможности приглашать и оплачивать выступления западных коллективов.
Тем не менее некоторые попытки заполучить самых известных и востребованных музыкантов предпринимаются: так, в сезоне 2008/09 представлены абонементы с участием Гидона Кремера и камерного оркестра Kremerata Baltica, Наталии Гутман, Элисо Вирсаладзе, Геннадия Рождественского, Маквалы Касрашвили, Елены Образцовой, Эри Класа, Лианы Исакадзе, Александра Рудина, Шломо Минца. С другой стороны, предоставляется площадка для молодых музыкантов, чьи имена, впрочем, известны уже не только московской публике. Это, например, солистки Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Хибла Герзмава и Елена Максимова (этим летом она споет Кармен на фестивале «Музыкальный флорентийский май»), лауреаты последнего конкурса им. Чайковского Сергей Антонов и Александр Бузлов (виолончель), Никита Борисоглебский (скрипка), Сергей Соболев (фортепиано), а также горячо любимый публикой Андрей Коробейников – молодой пианист, в котором склонны видеть настоящего продолжателя русских фортепианных традиций, или скрипачка Алена Баева, уже не первый год сотрудничающая с ведущими оркестрами Москвы. Еще одна консерваторская «фишка» – династии, которых за время существования учебного заведения сложилось немало. Одни из самых заметных сегодня – Рудины, Сканави и Коган продемонстрируют достоинства (а может быть, недостатки) наследственности.
Другой путь, по которому формируются отдельные абонементы: памятные даты в истории музыки и истории исполнительского искусства, тесно, впрочем, связанной с самой консерваторией. Столетие Ольвье Мессиана отметят серией концертов, включающих сочинения Мессиана и его младших современников – Булеза и Гризе, а к столетию Давида Ойстраха готовится целый фестиваль с участием знаменитых солистов.
Интересны программы факультетов, где изучают искусство интерпретации старинных и современных сочинений, тем более что пути их часто пересекаются и составляют интересные комбинации. Так, в абонементе «Концерты-монографии» сойдутся две фигуры, на первый взгляд не имеющие ничего общего: музыку Антона Веберна и Йозефа Гайдна представят Алексей Любимов и ансамбль «Студия Новой музыки». Среди остальных «владельцев» абонементов – необычный ансамбль из восьми флейт, созданный в стенах консерватории в текущем сезоне, популярный в самых разных кругах ансамбль ударных инструментов Марка Пекарского, целая когорта фольклорных коллективов (среди которых именитый ансамбль Санкт-Петербургской консерватории). Среди хоровых абонементов стоит выделить цикл камерного хора под руководством Бориса Тевлина – этот студенческий коллектив уже давно выделяется на общем фоне. И, наконец, дети: юные таланты получат возможность выступить на прославленных сценах, а публика – заприметить будущих кумиров. Отметим, что ценовая политика консерватории более чем умеренная – скажем, абонемент из нескольких концертов Гидона Кремера можно получить за сто рублей.