Открылся юбилейный 10-й Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей-2008» и 7-я выставка «Музейное оборудование и технологии «Экспомузей». В одном павильоне музеи из разных регионов России, и не только. Например, впервые представил свой стенд Германо-российский музей Берлин-Карлсхорст (посвященный изначально ВОВ, но расширивший экспозицию до истории германо-советских и германо-российских отношений). Кто-то говорит об обширной фестивальной программе, включающей проведение круглых столов и презентаций, а также выборы лучшего в одной из предложенных номинаций музея. Кто-то – о почти невероятной возможности увидеть столько музеев сразу.
Итого 10-й, итого 7-я, итого почти 200 музеев. Магия чисел. Итого в славящемся своей тематической всеохватностью пространстве ВВЦ не только музей в самом привычном смысле храма искусств и обители муз, но и музеи военные, морские, космонавтики┘ Экологии и краеведения, военно-медицинский, музей казачества и ассоциация охотников и рыболовов┘ Правда, литературные музеи и мемориальные музеи-заповедники, художественные и краеведческие – от московских и петербургских до областных и региональных – занимают довольно значительную часть на фестивале.
Говорили о выросшем со времени первого фестиваля (1999 года) уровне музейной работы, но и о проблемах развития муниципальных музеев, связанных с муниципальными бюджетами и с элементарной недоразвитостью инфраструктуры (начиная с дорог). О том, что такие мероприятия показывают, как должно относиться к музеям: несложная мысль, что музей – не развлечение, а пространство знаний и эстетического наслаждения. Поощряться развитие музейного дела будет в трех номинациях: «Наш музей», «История моего музея» и «Музей для туристов». Плюс конкурс «Музей в городе N┘» от Союза музеев России.
Так-то оно так, только вот помимо общей радости по поводу музейного фестиваля образовалось много всяких не столь приятных частностей. Уже само выставочное пространство произвело несколько сумбурное впечатление: принцип группировки музейных стендов (за исключением разве что раздела музеев Подмосковья) от понимания ускользнул. По главной линии «шествовали», например, галерея Шилова, галерея Глазунова, Русский музей и музеи Кремля, несколько музеев А.С.Пушкина и военные музеи. Вообще музеи Пушкина периодически мелькали то там, то тут – почему бы их, спрашивается, не объединить – чтобы публика сразу увидела все и выбрала наиболее для себя интересный. Почему бы не объединить музеи если уж не по темам, то хотя бы по географии: этнографические к этнографическим или, скажем, петербургские к петербургским? Кроме того, порой вызывала недоумение организация представленных стендов. Многочисленные киоски с местными художественными промыслами, оренбургскими платками и кондитерскими изделиями собирали народ и превращали мероприятие в подобие ярмарки. Тут пряники какие-нибудь лежат, а там впервые демонстрирующийся модуль спускаемого космического аппарата (рядом с которым фотографируется некий юноша шального – видимо, от счастья за державу – вида)┘
Музеи в меру своих возможностей стараются осваивать современные технологии. Один из самых наглядных для зрителя примеров – виртуальные экскурсии и презентации коллекций. Совершенно очевидно, что далеко не у всех музеев есть средства на такое оборудование или на качественную полиграфию. Фестиваль это четко показывает. Есть, например, замечательные стенды музеев Кремля и Русского музея. Первый выставил роскошные каталоги, буклеты со множеством вариантов детских музейных программ (тоже ведь важное дело по привлечению молодого поколения). Второй – кроме альбомов и брошюр с программами деятельности – огромный макет территорий, принадлежащих музею, а также сводную таблицу развития ГРМ с 1988 по 2008 год. Показатели увеличились в разы. Многим, особенно региональным, музеям не хватает технического оснащения – поэтому представление о них приходится делать по фотоплакатам и сувенирам. Едва ли это может быть адекватным отражением музейной деятельности. А жаль. Хотя, с другой стороны, очевидно, что для многих собраний важна сама возможность заявить о себе. Хотя бы и так скромно.
Идея фестиваля (что доказано и его возрастом) себя, конечно, оправдывает: это встреча профессионалов-музейщиков и непосредственный обмен опытом. Но насколько существенно этот смотр может изменить положение музеев, пока вопрос. Почему, скажем, за словами о престиже музейной работы до сих пор не последовало решительных мер, чтобы достигнуть достойной зарплаты? Музейный фестиваль – не только красивые стенды, но и больные темы. Вопросы, которые пока остаются в разряде вечных┘