В России около 250 театральных фестивалей. В Польше – несколько сотен. Одновременно проходят оперный в Быдгоще, Фестиваль современной пьесы в Гдыне и «Контакт» в Торуни.
«Контакт» возник в 1991 году как ответ на перекрой политической карты. Хороший театр при любой политической погоде играет на объединение людей, сначала – самих создателей спектакля, потом – труппы и публики. И как бы ни менялось отношение поляков к России, интерес к русскому театру остается неизменным. Но совсем абстрагироваться от политики невозможно, она бьет по карману, и в этом году фестиваль смог пригласить только театры из Европы. Среди них лондонский Роял Корт, берлинский Шаубюне, Театр 99 из Таллина, рижский Новый театр, вильнюсский Малый, а также театры из Венгрии, Бельгии, Франции, Белоруссии.
Российских спектаклей в программе два, и оба из Петербурга: чеховский «Иванов» (Небольшой драматический театр) и «Тойбеле и ее демон» (Большой театр кукол). Пока прошел первый.
«Иванов» в постановке Льва Эренбурга – это жесткий и даже жестокий Чехов. Фарс. Трагикомедия. Метафора на метафоре. Черты Иванова читаются во всех мужчинах. Они – тряпки, фуфло, только и умеют что пить. Женщины, однако, жаждут их любви, тщетно вешаются на шею. Иванов умеет всех их завести. Даже мать его невесты Сашеньки, возбудившись от прикосновения Иванова, эротично поедает куриную ногу. В спектакле много чувственности, нервов, трагического восприятия жизни.
Всем не хватает любви – вот что стало темой первых фестивальных дней. Мир брутален, лишен сантиментов. Театры безжалостны к своим персонажам. Если Отелло (краковский Театр Багатела) заподозрил в измене свою невинную жену, ничего удивительного: Дездемона похотлива, развязна и не очень понимает, когда что уместно.
Ибсен написал «Привидения» как трагическую историю расплаты детей за грехи родителей. Спектакль Театра Шаубюне не дает возможности сострадать, катарсисом не пахнет. С первой же минуты «дети» предстают такими монстрами, вызывают такое отвращение, что сочувствовать им трудно. Театр предупреждает: мир становится все жестче и холоднее, о каком бы потеплении ни говорили метеосводки. Об этом же и «Венчание» Гомбровича (Театр Ярача из Лодзи). Гомбрович, столь чтимый в Польше, к сожалению, почти незнаком российской публике. У нас поставлена всего одна его пьеса. Трагический абсурдизм Гомбровича не привит на российской почве. «Венчание» – пьеса о внутреннем разрушении личности, которое приносит война, даже если линия фронта далека от твоего дома. Прикосновение к смерти ломает старый порядок, ломает любовь и отношения между самыми близкими. Спектакль использует мощную метафору. На сцене помимо действующих лиц присутствуют люди под стеклом. Они лишены всего: слова, движения, даже одежды. Они абсолютно голые, эти кошмары, выставленные в шкафах. Они вытащены из подсознания – то ли раненые, то ли убитые. Человек предстает голым перед судьбой, почти беззащитным. Его единственное оружие – слово.
Театру Ярача 120 лет, но выглядит он моложе. Там очень серьезно занимаются современной пьесой, ставят самых модных, актуальных драматургов. Приятно видеть в ряду с Танкредом Дорстом и Марком Равенхиллом наших Николая Коляду, Константина Костенко и Ивана Вырыпаева.
Ставя классику, театры вольно относятся к тексту, не боятся дописывать. В «Иванове» режиссер дописал пролог и эпилог. Постановщик «Привидений» Ибсена Себастьян Нюблинг сказал, что 30% текста – актерская импровизация. Большинство спектаклей имеет жесткую концепцию, режиссеры знают, какой месседж они посылают зрителям. И благодарный зритель день за днем заполняет фестивальные залы. Весь Торунь увешан плакатами и афишами фестивальных спектаклей. А на открытии «Контакта» губернатор сказал, что для него поддержка искусства важна не меньше, чем вложение средств в мосты и автострады.
Торунь