В МХТ имени Чехова выпустили первую в этом сезоне премьеру на Основной – большой – сцене. «Конька-Горбунка» написали в данном случае братья Пресняковы. Первую, майскую серию спектаклей, которая вышла в рамках фестиваля «Черешневый лес», играли вечером, в июне уже заявлен один утренний спектакль. Все лучшее – не только взрослым, но и детям.
Уже на первых спектаклях едва ли не половину зала заполнили дети, и детский смех и всяческие восторги по поводу происходящего вызывали, кажется, у всех причастных огромную радость. Алексей Кортнев, написавший стихи для сольного и хорового пения, режиссер-постановщик Евгений Писарев, было видно, испытали удовлетворение. «Конек-Горбунок» – вообще редкий спектакль, в котором есть послания и взрослым, и детям. Для тех и других постарались на славу: дети в восторге от вырастающей на глазах Рыбы-кит (это, надо понимать, срабатывает отремонтированная нижняя машинерия мхатовского хозяйства), взрослые – от того, что происходящее в подводном царстве стилизовано под... сперва кажется, будто бы это какая-то блат-хата, потом, что подводное царство больше похоже на какую-то этническую резервацию наподобие Молдаванки, тем более что рыжеволосая и пышнотелая Щука (Мария Сокова) напоминает Двойру из пьесы Бабеля «Закат».
Ну, что касается взрослых, то что ни фраза, что ни рифма – всё для них. «Погибель в пучине – признак дурачины!» – скандируют деревенские жители. Почти все выступления Царя-батюшки (лениво-вдохновенно – как и полагается быть властителю! – представленного Сергеем Беляевым из труппы Театра Табакова). Выйдя из театра, хочется поделиться с друзьями-товарищами его царскими откровениями: «Мне часто снится: я иду в народ... Иду, иду, а улица пустая...» Или: «Цари ведь не уходят просто так, Они уходят лишь на повышение». Замечательные стихи сочинил Кортнев.
Братья Пресняковы не стали глумиться над сказкой Ершова. Да Табаков бы при всем своем плюрализме ничего такого на своей сцене не допустил (все-таки детская память взрослых хранит, как он сам читал эту сказку, – открываешь сегодня книгу и читаешь ее как будто бы с его голоса!). В двух-трех местах спрямили сюжет, но этим ничего не испортили.
В общем – все по порядку: отец, три сына, Иван-дурак (Аркадий Киселев, тоже – табаковского поля ягода). Идет в дозор, ловит Кобылицу (Ирина Пегова), получает от нее в подарок Конька-Горбунка (Сергей Медведев)... Ну и царь, которого подлый Спальник (Эдуард Чекмазов) ссорит с народом и в первую очередь – с Иваном, придумывая все более трудные и неисполнимые задания – вплоть до поимки Царь-девицы (снова – Ирина Пегова). Пегова в этом спектакле – зримое воплощение вечной и быстротекучей, то есть трудноуловимой женственности (хотя мать-земля – это, наверное, тоже она).
Редкий случай – обращаешь внимание не только на слаженность движений мхатовского молодняка (помимо недавних выпускников это нынешние студенты Школы-студии МХАТ), но и на редкую в нашем драматическом театре «координацию движений» – между музыкой (Сергей Чекрыжов), светом (Дамир Исмагилов) и звуком, поражаешься серьезности намерений и буйству остроумной фантазии, равно и в сценографии (Зиновий Марголин) – чего стоит одна упавшая с небосклона звезда или отправляющееся в полет бревно-самолет (под управлением пилота-Горбунка!), и в костюмах Марии Даниловой, которая вовсю «оттаптывается» на разлюли-русской-малине, превращая валенки в обаятельные лошадиные морды. Все сложно придумано, а у некоторых (прежде всего у Сергея Беляева) и сложно исполнено. Но – подтянутся, подтянутся и другие: когда в роли есть пространство на вырост, это стимулирует рост.
...Уход с царского «поста» на повышение – вещь вообще-то невозможная. Но ведь в данном случае дело происходит в сказке. То есть – в сказочной России... И ложь, и намек, и урок, – все, как Пушкин прописал, все есть в этой новой сказке. За то и спасибо!