0
1116
Газета Культура Интернет-версия

20.05.2008 00:00:00

Чужие

Тэги: опера, премьера


Дмитрий Черняков и его команда (художник по костюмам Елена Зайцева и художник по свету Глеб Фильштинский) осуществили постановку оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» для филиала Немецкой оперы на Рейне в Дуйсбурге.

Начинается постановка с тишины, нарушаемой разве что звуками компьютерной клавиатуры да шорохом снующих туда-сюда работников склада и офиса предприятия Измайловых. Вместе с тем зритель успевает оценить и еще одну зону, соседствующую с офисом: увешанная коврами, она скорее напоминает среднеазиатское жилище – так выглядит спальня Катерины. На таком контрасте и строится идея постановки.

В этой нормальной и привычной для типичного обитателя цивилизованной части планеты Земля Катерина – чужая. Убранство ее спальни, где, собственно, кроме ковров ничего нет (никакой пресловутой кровати), ее этническая одежда, ее облик (здесь Черняков, конечно, играет с неординарными данными исполнительницы главной партии – мулатки) – лишь внешние приметы обитателя другой планеты. Ее поведение выдает это с головой. Черняковская Катерина – статичная, застылая особа, своей прямой спиной напоминающая даже статую идола. Она передвигается лишь по надобности, а взгляд ее обращен вовнутрь – Катерина живет в мире своих переживаний. К ногам отъезжающего мужа она склоняется все с тем же отсутствующим выражением лица, хотя и соблюдает все приметы «мужней жены»: готовит крысиную отраву, жарит грибки, беспрекословно падает на колени, если это требуется.

Должна ли Катерина интегрироваться в окружающий ее мир, – большой вопрос. Стоит ли этот мир, – где всем, в том числе сыном и невесткой, заправляет властный и похотливый свекр с барскими замашками, где процветает пошлость («бедняга» Аксинья и сама не прочь предаться сексуальным утехам с коллегами), где подчиненные с надеждой ждут, что хозяин помрет, – еще одной жертвы?

Катерину прорывает, когда она встречает Сергея: в служении ему она видит смысл своего дальнейшего существования. В картинах, где Катерина омывает раны Сергея и целует его ноги, чудятся библейские мотивы, и от этого становится не по себе – так чужды они общей атмосфере оперы Шостаковича. Заметим, что, подчеркивая развратность обитателей «нормального мира», режиссер в одной из самых сильных и выразительных сцен этой оперы уходит от буквального изображения падения Катерины. Зрителям видна лишь в бешеном темпе мотающаяся как маятник электрическая лампочка, что красноречивее любого натурализма (после представления стало известно, что вторую дверь в спальне Катерины заклинило, и если такое решение этой сцены было случайным, то техническая неисправность, пожалуй, была только кстати).

Черняков кардинальным образом решает последний акт. На черном фоне яркое окно омерзительной камеры – место ночевки пущенных по этапу Катерины и Сонетки. Ни одна, ни другая отсюда не выйдут: Катерина ради своего призрачного счастья совершает еще одно убийство, а ее саму забивают до смерти охранники. Вот они, циничные реалии «нормального» мира. Вторая составляющая шостаковичского определения жанра этой оперы – «трагедия–сатира», что педалируют многие режиссеры, насыщая сцену элементами вроде работников-пьяниц и полицейских-взяточников, – в этой постановке приравнивается к первой, и сатира здесь трагедия. Черняков обходит даже сцену в полицейском участке – единственную, где уместны юмор и здоровая ирония. В том, как черная туча представителей закона движется по дому Измайловых в злой надежде поживиться – неважно, преступлением или куском свадебного торта, – нет ничего смешного.

Музыкальная сторона этого действа оказалась на весьма достойном уровне. Немясистое тонкое сопрано Моренике Фадайоми (Morenike Fadayomi) как нельзя лучше подошло к созданному Черняковым экзальтированному образу Катерины; американский тенор Джон Уленхопп (Сергей) не слишком выразителен в пении, но довольно артистичен. Колоритен Олег Брияк (Oleg Bryjak) в партии Бориса Тимофеевича, как всегда индивидуален Андрей Дунаев, под руководством режиссера добавивший немного лирики бесхарактерному Зиновию Борисовичу: его герой нежно относится к своей жене и даже пытается противостоять отцу, заставляющему Катерину прощаться «по уставу» («На колени!»). Оркестр Дуйсбургской филармонии под управлением Джона Фиоре проводит партитуру этой трагической оперы без особых откровений, но и без очевидной фальши.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1770
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3737
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2795
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2280

Другие новости