Фестиваль представил питерским зрителям 92 фильма, 24 из которых – новые, снятые в течение года. Среди них хиты сезона – «Александра», «Мы из будущего», «Александр. Невская битва». Картины показывали в восьми кинотеатрах города бесплатно.
Главным событием фестиваля «Виват кино России!», как и для всей России, стала победа питерского «Зенита» в кубке УЕФА. Боевая группа из лучших представителей фестиваля во главе с его президентом Лидией Федосеевой-Шукшиной ездила в аэропорт встречать футбольных героев, вернувшихся из Англии с великой победой. «Зенит» получил и специальный приз фестиваля с символическим названием «Немеркнущая зрительская любовь».
На кинематографическом же поле также сражались истинные тяжеловесы. Гран-при фестиваля – приз зрителей (присуждается по результатам зрительского голосования) получила картина «12» Никиты Михалкова. Вероятно, одержать победу Михалкову помогло преимущество в одного полевого игрока – 12 против классических 11. Лучшим режиссером назван Карен Шахназаров. Приз заслужила его работа над картиной «Исчезнувшая империя». На фестивале Шахназаров отметил 25-летний юбилей фильма «Мы из джаза» и получил еще один приз – «Немеркнущая зрительская любовь».
Не забыли отметить и 100-летие российского кино. Легенда гласит – в один из дней 1908 года молодой журналист и фотограф Александр Дранков вдохновлялся в ресторане, грубо говоря – пьянствовал. Повеселился он, судя по всему, изрядно, потому что утром обнаружил записанный на манжете хит про Стеньку Разина, тот, в котором Стенька выбрасывает любимую княжну в набежавшую волну. Песня по-прежнему живо звенела в голове юноши, не давая покоя. Тут он и сообразил компенсировать расходы, понесенные накануне, и придумал снять кино про Стеньку и отразить на пленке все того художества.
Новоявленный кинематографист оказался весьма предприимчивым и закипела работа над картиной. Съемки происходили, по правде говоря, не на Волге (слишком далеко было ехать, да и какое это имеет значение для зрителя), а на ближайшем к дому пруду. Так была снята первая российская художественная лента «Понизовая вольница» («Степан Разин»). До того россиянам показывали только заграничное кино. И тут такое! То ли русским близок был русский дух, то ли русский патриотизм сделал свое дело, но незамысловатый сюжет этот имел огромный успех в прокате и сильно поправил финансовые дела начинающего кинематографиста. Так Александр Дранков стал оператором, режиссером и продюсером. Он снял еще два десятка игровых фильмов («Князь Серебряный», «Большой человек», «Пьеро и Пьеретта», «Свадьба Кречинского», «Двойная измена», «Купец Калашников», «Тарас Бульба», «Приключение в парке») и около сотни документальных. Дранков вошел в историю кино еще и как автор единственной прижизненной съемки Льва Толстого 1908 года. Таковы вот секреты российского кинопроизводства.
Что касается праздника, которого всегда ждет питерский зритель от фестиваля «Виват кино России!», он состоялся. Исаак Шварц отметил 85-летие и получил приз города. Виталий Мельников, также юбиляр (ему исполнилось 70), отмечен «Немеркнущей зрительской любовью», как и Михаил Боярский, который все же помоложе. А Армен Джигарханян стал «Живой легендой российского кинематографа».
Санкт-Петербург