Учрежденный в 1977-м праздник прочно обосновался в ряду других торжеств – тех, что проходят с размахом. Помимо бесплатного входа в храмы искусств стараются придумать что-то еще. В 2005-м по французской инициативе Советом Европы ко Дню музеев была приурочена акция «Ночи музеев». В Москве с субботы на воскресенье Винзавод второй раз провел «Ночь галерей». В отличие от Третьяковки, Исторического, Пушкинского и некоторых других музеев, открытых по музейным же меркам допоздна – до 22.00, – но все же закрывающихся в «детское время» для многих гуляющих по городу, целый ряд столичных галерей принимал посетителей вплоть до 5 утра.
Наверное, так и должно быть. В музеи вроде ГМИИ очередь, с заворачивающим за угол хвостом, как во время крупных зарубежных выставок. Стоят, ждут. Кто-то читает книжку. В саду играет классическая музыка. Вечером на Красной площади развод пеших и конных караулов Президентского полка – не очень по теме музеев, но торжественно. Цивильно и довольно консервативно, как и подобает признанному и проверенному временем искусству со стажем.
С другой стороны, современное искусство. Концерты, кинопоказы, перформансы, фейерверки, поэзия и барабанное шоу, граффити и вручение премии «Соратник». Между некоторыми галереями даже курсируют автобусы. Запущен новый проект под названием «Доутрарт»: в названии уже и искусство, и ночь в галереях, и, кстати, отсылка к Арт Москве, в рамках которой, в частности, все и проходит. Под вывеской проекта объединились Винзавод, АртСтрелка и еще несколько известных столичных точек, где до рассвета была расписана программа мероприятий. Такое празднование – картинка совсем иного рода, нежели в старых музеях. На Винзавод, самую крупную площадку современного искусства, тянулись толпы. В основном молодежь. Много. Настолько, что даже администрация не ожидала такого наплыва. В галереях этого очень популярного Центра современного искусства не протолкнуться: бесконечный поток, плечом к плечу, в очереди к экспонатам. Это, разумеется, не может не радовать. Правда, действо, которое в случае Пушкинского музея можно назвать церемонией, тут превратилось в тусовку. Народ пришел не только посмотреть, но и себя показать: разношерстная сутолока, публика зачастую сама сродни объекту современного искусства. Замешаны в какой-то сплошной дурманящий котел шоу граффити, продвинутое звуковое сопровождение, сменяющееся чтением не менее продвинутой поэзии, видеоарт, зеркальный коридор (демонстрация новых технологий), показы фильмов (среди которых «Верю» по нашумевшей выставке Олега Кулика – вообще, один из самых интересных пунктов программы).
При обилии народа и мелькании известных лиц действо в какой-то момент начало захлебываться именно ощущением вечеринки, а не «праздника на тему». Потеряло четкое смысловое зерно, которое сделало бы его уникальным. Несколько иначе дело обстояло на АртСтрелке. Она выигрышно отличилась мероприятием, действительно соответствовавшим дню. В третий раз вручали премию «Соратник»: соАРТники (то есть сами художники) голосовали за наиболее ярко проявивших себя за год коллег. По итогам опроса символические 101 у.е. с «дипломом» и другие поощрительные призы получили Борис Орлов, Илья Трушевский, Сергей Братков и Андрей Монастырский.
В целом же праздничная программа, хотя и удалась, но поставила вопросы. Хорошо, когда к культуре общественность тянется (а это подтверждает даже количество машин на дорогах и людей в метро, хотя уже давно за полночь). Но есть все же некоторые трудности с тем, как старым музеям сделать праздничную программу более насыщенной, а галереям проекта «Доутрарт» предлагать не просто зрелищность, но и нечто более близкое к теме музеев и искусства, пусть и в современном его варианте.