Галерея Мамонтовых представила в Царицыне выставку «История глазами КуКрыНикСов. 1928–1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика». Она посвящена Дню Победы. Кроме того, чествует классиков военной карикатуры, союзу которых исполняется в нынешнем году 80 лет. Наконец, это первое показанное в Царицыне частное собрание (а следующая экспозиция, организованная совместно с Русским музеем и зарубежными коллекционерами, ожидается уже в июне).
В окружении стрельчатых царицынских готических арок разместились острые творения КуКрыНикСов. Императорская Россия встретилась с советской. Впрочем, Екатерина II, вероятно, оценила бы такое творчество, поскольку сама была нрава крутого. Острое на язык, искусство КуКрыНикСов (Куприянова – Крылова – Николая Соколова) существовало на острие момента (взять, например, зарисовки с Нюрнбергского процесса) и одновременно на острие целой эпохи – в силу своей очевидной актуальности.
Охват выставки – политическая история, которая и вправду была самой известной стороной деятельности КуКрыНикСов (создателей самого первого после нападения Германии плаката – «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» – на выставке его, правда, нет). Хотя стороной не единственной. Кроме карикатур для советской прессы в их послужном списке числятся иллюстрации к книгам Горького (который их вообще одним из первых заметил и весьма чтил), Чехова, Гоголя, Ильфа с Петровым и Салтыкова-Щедрина (вот ведь и в литературе их темперамент искал сатиру). Плюс живопись, как совместная злободневная – на военную тему, так и своя у каждого – с вполне лирическими портретами и пейзажами. Талант, помноженный на государственную востребованность, имел успех: был обласкан и многократно отмечен премиями.
Политическая ангажированность (начиная с союза с «Правдой», с «Комсомольской правдой» и с «Крокодилом») в стиле КуКрыНикСов лихо праздновала в 32-м 15 лет советской власти одноименным плакатом. Где серп и молот, перевоплотившиеся в красные юбилейные цифры, попирали белых генералов, духовенство, капиталистов. Потом как будто играючи, но жестко обличала фашизм. Ловко уцепившись за выражение «театр военных действий», КуКрыНикСы рисовали глуповатых кукол испанских генералов. Затем кукол немецких вояк, насаженных на руку кукловода Гитлера. Куклы беспомощны и несвободны, куклы – тряпки, куклы играют в театр. Сам Гитлер – усики, нос и чуб, размахивающие костлявые руки – то стоит на «Трибуне» из груды черепов своих же солдат, то с рассыпающейся башни-Европы руководит ее «Скоростным разваливанием». Юркий и суетливый, он – крыса, гадина, сжимаемая красноармейской рукой, «Беспокойный покойник». КуКрыНикСы собрали свой словарно-образный запас, свой единый почерк трех рук. Он – стремительный и нервный, как само время. Выхватывает на ходу главные черты и создает из них образы нескладных врагов и статных красноармейцев (или ратующей за мир с пальмовой ветвью в руках девочки-пионерки Красной Шапочки – очевидной аллюзии на Страну Советов – перед врагами-волками).
Кроме относительно небольших плакатов на выставке показаны огромные «Окна ТАСС» (например, продолжает тему кукол «Проездом из Германии цирк «Гитлер и компания» со стихами Маршака) и обложки к книгам КуКрыНикСов со стихами того же Маршака (как известно, они очень много сотрудничали). Помимо этого сделанные на Нюрнбергском процессе зарисовки Николая Соколова. Вроде бы натурные карандашные портреты – а изображения основных участников (Риббентропа, Геринга, Гесса и др.) все равно выглядят сатирой, так что рядом с Кейтелем даже сделана надпись «зарисовка, не шарж». Правда, и лирика прорвалась-таки сюда в живописных видах немецких послевоенных городов – пронизанных воздухом и солнцем, с успокаивающей тяжестью своей архитектуры.
Плакат – метка своего времени. Агитка, сатира, разлетающаяся «бумажными самолетиками», огромными тиражами по стране, по фронту. Созданное КуКрыНикСами было очень убедительно. Это такое ясное руководство к действию. Четкое, как стрелки в виде указывающих в правильном направлении рук своих, в неправильном – врагов. Такое внушение, которое полушутя-полусерьезно, глубоко заседало в сознании.